Озеро Комо давно и прочно завоевало репутацию одного из «райских уголков» Италии, эдакого местечка для избранных, где стремятся завести уютное гнездышко богатые и знаменитые со всего мира, но и в их кругу позволить себе такую роскошь могут лишь единицы. И мало кто знает, что этот озерный край славится еще и производством самого лучшего и качественного шелка, статус которого в мире не менее высок, чем статус местной недвижимости.
Путь мастеров Комо к секрету создания уникальной шелковой ткани был долог и тернист, как и ко многим восточным премудростям, которые пытались постичь европейцы. Ведь, как известно, производство этой ткани многие века было секретом китайского двора.
Римляне настолько восхищались свойствами диковинной ткани, что называли Китай не иначе как «Страна шелка», хотя восточная цивилизация изобиловала множеством других, невиданных в Европе достижений. Римская знать обожала изделия из шелка и охотно покупала его, несмотря на чрезвычайно высокую стоимость.
Цена шелкового одеяния во времена Римской Империи могла достигать 300 динариев, а это – зарплата легионера за целый год. В итоге импорт шелка превратился в реальную угрозу для экономики Римской Империи. В 380 г. н.э. римский историк Аммиан Марцеллин писал, что «использование шелка, которое когда-то было ограничено только знатными, сейчас распространилось на все классы без различия, даже на самые низшие».
Даже не склонные к изыскам варвары были покорены этим удивительным материалом. Гот Аларик, захвативший Рим в 409 году, потребовал от покоренного города среди всего прочего 4000 шелковых туник.
Естественно, мудрецы и умельцы в Римской Империи и далеко за ее пределами пытались разгадать тайну изготовления шелка. Вергилий (I в. до н.э.), например, полагал, что шелк изготовлен из начеса с листьев. Греческий историк Дионисий (I в. до н.э.) считал, что шелк сделан из цветов. Высказывались предположения, что блестящие шелковые нити растут на деревьях, что их создают огромные жуки, что они сделаны из пуха птиц. Римский историк IV в. Аммиан Марцеллин даже представил такое объяснение: «Шелковые ткани сделаны из почвы. Китайская почва мягкая, как шерсть. После полива и особой обработки она может быть использована для формирования шелковых нитей». Но гипотезы оставались всего лишь гипотезами, и ни одна из них не приблизила римлян к разгадке шелковой тайны.
Гораздо решительнее и предприимчивее действовали византийцы, которые попросту украли секрет, не дававший покоя Европе. Около 550 года н.э. два несторианских монаха тайно привезли яйца шелкопряда и семена тутовника византийскому императору Юстиниану. Таким образом, Византия стала первой страной, входящей в западный мир, где появилось свое шелководство.
Однако в большинстве стран шелк по-прежнему оставался драгоценной привозной диковиной. Католические прелаты носили богатые шелковые одеяния и украшали им свои алтари, а знать продолжала выкладывать кругленькие суммы за престижную и красивую одежду из мягкой и блестящей ткани. Вскоре, в VIII-IX веках, шелк стали производить в Испании и лишь спустя четыре столетия его производство наладилось на Апеннинах.
Шелк из Комо неизменно главенствует на подиумах домов моды в виде платков, шарфов, галстуков и прочих аксессуаров. Представители изысканнейших брендов приезжают в Комо за оригинальными аксессуарами для своих эксклюзивных коллекций. Ведь качество – не единственное достоинство изделий из Комо. В числе их неоспоримых преимуществ – неповторимый дизайн с уникальным разнообразием тематики и рисунка. Всевозможные узоры, цветы, самый трендовый из которых – лилия, бесконечная морская тема… Дизайнеры с мировыми именами, возможно, и не признаются, но можно предположить, что шелковые аксессуары из Комо нередко задают тон всей коллекции.
Главный тренд наступающей весны – яркий воздушный платок из шелка, который непременно должен дополнять ваше пальто. Люксовые бренды отдали предпочтение цветочным орнаментам. Любительницам удивлять стоит обратить внимание на шарфики с яркими принтами. А поклонницам этнических мотивов понравятся колоритные платки.
Шелк из Комо – штучный товар, и на каждом втором, даже очень модно одетом человеке его не встретишь. Свои изделия местные мастера выпускают очень ограниченными партиями, поэтому увидеть точно такой же галстук или шейный платок на ком-то еще практически невозможно.
Цена аксессуаров вполне соответствует их уровню, так что подобные вещи – яркая деталь принадлежности к узкому кругу стильных и весьма состоятельных людей.