Маленький неумеха

Маленький неумеха

Маленький неумеха
Бывают на свете люди, у которых все буквально валится из рук. Что делать, если ваш малыш принадлежит к их числу?

Маленький неумеха
Большинство детей до трех лет не отличаются ловкостью и грациозностью – они только учатся владеть своим телом. Но если одни к четырем-пяти годам превращаются в изящных и ловких детишек, то другие и в девять-десять похожи на слонят в посудной лавке. Маленькие неумехи коряво пишут, роняют чашки и книжки, отрывают пуговицы и застежки, падают с горок и велосипедов, наступают на ноги в автобусах и на танцах. Учителя стонут от их работ по труду и «успехов» на физкультуре, одноклассники насмехаются над неуклюжими разинями. В чем причины такой неловкости, и можно ли помочь маленьким неумехам?

Неуклюжесть появляется у застенчивых и запуганных детей, которые боятся вызвать гнев взрослых или насмешки сверстников. Предоставленные сами себе они вполне в состоянии аккуратно заполнить тетрадку или склеить аппликацию, но стоит обратить на них внимание, как страничку покроют кляксы, а клей прольется. Острый приступ неуклюжести провоцируется сильным стрессом, например, подготовкой к экзаменам, контрольной.

У высоких, крупных, быстро растущих ребят нарушения координации движений связаны с тем, что мозг просто не успевает привыкнуть к новым возможностям, просчитать и автоматизировать движения. Таким малышам приходится думать буквально над каждым шагом – и все равно они задевают углы и бьют посуду.

Неумехой может быть балованный, гиперопекаемый ребенок, «маменькин» или даже «бабушкин» сынок. Ребенка с детства кутали, водили на площадку за ручку, кормили с ложечки и просто не давали возможности научиться быть ловким, быстрым или внимательным.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или гиперактивность тоже не способствует ловкости. Ребенок спешит справиться с заданием, налить чаю или догнать приятеля на площадке, и просто не замечает, как прихватывает ножницами край одежды, наливает чай на пол или спотыкается о бордюр.

Но есть и более серьезные причины, провоцирующие неуклюжесть.

Проблемы с мелкой моторикой могут быть последствиями заболеваний, и тут главное вовремя обратить внимание и посетить врача. Родители могут долго не замечать, что малыш держит пальцы сжатыми в щепотку («рука акушера»), берет предметы не пальцами, а всей ладонью, рисует, зажав в кулаке карандаш. А когда ребенок идет в школу, оказывается что с частью программы он физически не в состоянии справиться.

Если малыш родился недоношенным, с гипоксией, низким АПГАР, ему ставили серьезные диагнозы или он переболел менингитом, энцефалитом, перенес черепно-мозговую травму, травму позвоночника,  он просто не в состоянии контролировать свои движения так же уверенно как здоровые дети.

Иногда неуклюжесть – следствие не диагностированного вовремя нарушения слуха или зрения. Ребенок просто не видит препятствий и образцов, не слышит, что ему говорят, и поэтому не справляется с заданиями.

И, наконец, внимание! Если нарушения координации движений, походки и почерка беспричинно появляются у здорового ребенка – обязательно и срочно обратитесь к врачу.

Не умеешь – научим

У вас есть основания предполагать, что неуклюжесть малыша – следствие нарушений работы мозга, нервной системы, органов слуха или зрения? Обязательно обследуйте ребенка. При обнаружении медицинских проблем, обсудите с врачами методики лечения и реабилитации малыша – чем раньше начать лечение, тем больше можно исправить.

СДВГшников учат контролю над ситуацией, движениями и поступками. Некоторым помимо психологической помощи и упражнений требуется медикаментозная коррекция, но решать этот вопрос должен только лечащий врач. Впрочем, родители гиперактивных детей отмечают, что с возрастом их шустрые дочки и сыновья все лучше справляются с повседневными делами и школьными заданиями, учатся думать и не слишком спешить.

Если врачи не находят серьезных отклонений в развитии, скорректировать неуклюжесть относительно просто – упражнения на развитие мелкой и крупной моторики сделают из маленьких неумех нормальных ребят.

• Для развития чувства равновесия вспомните бабушкин способ – ходить по комнате с книжкой на голове так, чтобы книжка не падала.

• Для координации движений в восточных единоборствах советуют смешное упражнение – ребенок садится на стул и одной рукой похлопывает себя по животу, а другой гладит по голове.

• Очень полезны упражнения с мячами – прыгать, зажимая мяч между ногами, ловить мяч «через спинку», «крученый» и т.д., жонглировать сперва одним, а затем и двумя мячиками.

• На прогулке непременно предлагайте ребенку балансировать по бордюру – сперва за ручку, потом самому. Разрешайте ему вволю прыгать и лазать в детских городках, страхуйте, но не помогайте.

Поставьте дома гимнастический комплекс с кольцами и канатом.

• Мелкую моторику развивают лепка, бисероплетение, макраме, вязание, пальчиковые краски. Можете играть с ребенком в «Золушку» - перебирать крупу перед тем, как сварить кашу. Подарите ему четки или длинные крупные бусы, которые удобно вертеть в пальцах, купите мягкий антистресс, набитый шариками.

• Если ребенок часто падает, выпускайте его гулять в наколенниках и налокотниках, просите надевать плотную шапочку. Если он бьет посуду – на какое-то время перейдите на пластиковые чашки и миски, пусть малыш успокоится.

Не ругайте малыша за неловкость или неаккуратность, находите особое очарование в неуклюжих и несимметричных поделках. Поддерживайте его – ведь тот, кто не делает ошибок, не имеет возможности учиться. И все наладится – маленький неумеха однажды станет смышленым и ловким ребенком.

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню