Женские империи: Коко Шанель

Женские империи: Коко Шанель

Женские империи: Коко Шанель
Обычное увлечение может перерасти в дело всей жизни, и история легендарной Мадемуазель Шанель это доказывает!

Коко Шанель
Она не планировала создавать империю. И открыть свои бутики на всех главных торговых улицах мировых столиц специально никогда не стремилась – таковые возникали по мере надобности. Цель у нее была одна – личная независимость, материальная и творческая. На карман богатых покупателей она тоже изначально не нацеливалась. Но задолго до изобретения всяческих «методик успешных продаж» она поняла, что наступает время работающих женщин – таких, как она сама. Вот они-то и станут ее подданными, самостоятельными личностями, носящими удобную одежду, элегантную и простую, а не упаковку, делающую из женщины шикарный подарок для мужчины. Поэтому, хотела она того или нет, империю она все-таки создала. У каждой второй женщины на этой планете есть или маленькое черное платье, или костюм с коротким жакетом из твида, или «палочка-выручалочка» − вещь из трикотажа или джерси и нитка искусственного жемчуга. И каждая женщина хочет получить в подарок флакончик с золотистой жидкостью и простой этикеткой – CHANEL № 5.       


Изначально у мадемуазель Габриэль Шанель не было особенного выбора. Незаконнорожденная девица из бедной семьи могла добиться успеха, независимости или хотя бы обеспеченности, например, актерской карьерой – при наличии способностей. Или удачным замужеством – если сильно повезет. Ну, и еще, пока не закончилась эра «дорогих женщин» и при условии наличия внешних  данных и шарма − сделавшись содержанкой. М-ль Шанель перепробовала два из трех способов: стала певичкой в третьеразрядном кафе в городке Мулен, где и встретила состоятельного человека, который увез ее в свое имение. Там она попала в окружение людей, главной проблемой которых была скука от безделья и излишка денег.

 

Положение Шанель мало отличалось от положения известных куртизанок того времени – разве что не ходила по рукам. Блестящий девятнадцатый век приближался к концу, и Шанель тогда же поняла, что подходит к завершению и время роскошных  дамских нарядов – за временем в них не угонишься. 

В 1910 году с помощью уже другого своего поклонника Коко (а она требовала, чтобы ее называли именно так) купила небольшую шляпную мастерскую. Это и было фактическим основанием ее империи. Через два года в мастерской уже работало сорок человек. Так Коко избежала участи стареющей наложницы, вынужденной принимать любое предложение, лишь бы не оказаться в нищете. В 1913 году Шанель открывает ателье в модном курортном городке Довиле, во время войны еще одно − в более престижном Биаритце. Владения разрастались…

Одежда, которую Шанель предлагала клиенткам, была не только соблазном, но и ересью в мире Высокой моды. Простые, удобные костюмы, прямые юбки с карманами, туники «три четверти», расшитые искусственным жемчугом, вязанные свитера и пуловеры – все, что так естественно для сегодняшнего дня, тогда стало вызовом, принятым  в штыки другими кутюрье.



Тогдашний гуру от кутюр, Поль Пуаре, обвинял Коко в пропаганде нищеты – «она одевает горничных»! Но Коко точно знала, что нужно женщине, выбравшейся на свободу, пока мужчины были заняты войной. В костюмах «от Шанель», простых и комфортных, можно было пойти куда угодно и везде выглядеть элегантно и женственно.

К моде Коко относилась насмешливо, а вот к одежде – серьезно, призывая коллег по цеху не забывать, что «внутри платья находится женщина». Ее стиль стал синонимом и воплощением вечной молодости – не легкомысленной гормональной юности, а той молодости, когда у женщины в любом возрасте есть что-то впереди. Не все ее современницы носили аутентичные костюмы от Шанель – их просто на всех не хватало, но вот стиль утвердился повсеместно. Империя Коко Шанель была во многом виртуальной, но не становилась от этого менее обширной.  

Правда, сомнительным успехом Мадемуазель стала введение «моды» на женское курение в общественных местах. Это было своеобразное утверждение равенства с мужчинами, знак долгожданной независимости. К сигарете в пальцах с длинными, пунцовыми ногтями Коко прилагала короткую стрижку  а-ля гарсон и ярко накрашенные химической помадой губы.

Среди  положительных суперхитов Коко – маленькое черное платье, созданное в 1926 году и ставшее универсальным подспорьем женщины, не знающей, куда ее пригласят вечером, но уверенной, что в этом платье она везде будет уместна и элегантна. Потом журнал «Vogue» назовет маленькое черное платье «фордом Шанель». 

В 1932 г. Коко вновь заставила говорить о себе, показав коллекцию драгоценностей по собственным эскизам и коллекцию платьев из блестящих тканей. Ее обвинили в измене простоте, а она ответила, что просто меняется вместе со временем. В предвоенные годы Шанель создает наряды для голливудских звезд. Ее даже не касаются запреты на ввоз предметов роскоши из Европы, введенный США.

 

…За военные годы повзрослели те, кто начал работать до войны, но вынужден был прервать свою карьеру. В моду ворвался new look от Кристиана Диора... Этот новый взгляд был естественной реакцией на скудость военных и послевоенных лет. Он снова сделал из женщины дорогую игрушку. Трон императрицы Коко  зашатался… Но new look скоро надоел дамам своими узкими жакетами, излишне длинными юбками и невероятными шляпами, не проходившими в дверь. Мадемуазель же в 1956 году напомнила о себе  твидовыми костюмами с цветными кантами, которые до сих пор называются ее именем! Этот костюм стал первой  базовой моделью – концептом, как сказали бы сейчас, – для создания первой коллекции прет-а-порте, массового производства одежды. Вещи, придуманные Шанель, хорошо комбинировались между собой, позволяли работающей женщине экономить деньги, время и оставаться хорошо одетой. Мода от Коко Шанель вышла на улицу – что не удавалось сделать ее самым именитым коллегам − и завоевала массы, ставшие подданными ее модной империи.             

 

Трудно сказать, знала ли Коко восточную пословицу «Кто не умеет сделать красиво, тот делает богато». Но к ней это имеет непосредственное отношение. Непозволительно приличной женщине носить дорогие украшения до пяти вечера? Или бриллианты к деловому костюму? Возможно, таковых у нее просто нет... Отлично, будем носить бижутерию − когда угодно и к чему угодно! Главное, что она изящна и подходит к данному костюму.

Шанель была невероятно энергична и трудоспособна, многое умела делать сама и могла научить других. Девушки-модели, на которых прикидывали туали – лекала из накрахмаленной ткани, уже валились с ног, а она все работала и работала.   

Какими путями Коко шла к успеху? Да, не всегда праведными. Она не стеснялась просить денег у многочисленных любовников. Но у нее не было своих капиталов. Кто виноват, что у талантливой девушки из бедной семьи не было приемлемых в смысле нравственности перспектив выбиться в люди? Только буржуазное общество. Так и пусть прикусит язык. Она шла к своей власти, играя по правилам этого общества.

 

Она хотела быть свободной, поэтому настаивала, чтобы ее называли «мадемуазель», хотя во Франции к любой даме старше двадцати пяти обращаются «мадам». Она – сама по себе, без мужчины. Мадемуазель Шанель.

Шанель, однако, не была феминисткой и не бунтовала в открытую против власти мужчин. Она понимала, что слишком многим им обязана и поступила лучше, тоньше и умнее. Коко берегла своих мужчин, она у них училась, попутно распотрошила их гардероб и утащила на «женскую половину» все, что могло облегчить жизнь женщинам – широкие рубашки,  трикотаж, широкие брюки. 

 

Коко умела выбирать себе придворных  – талантливых людей, у которых можно было что-то позаимствовать. Шесть лет монастырской школы, это, согласитесь, небольшое образование. Но в отличие от своей всегдашней оппонентки модельера Эльзы Скьяпарелли, Шанель не давала слишком завлечь себя в водоворот светской жизни, всегда оставаясь сторонним наблюдателем, взирающим на суету с высоты своего трона.    

  

Поняв, что на каком-то отрезке своей карьеры она стала несовременной, Шанель надолго уехала из Парижа в Швейцарию. Чтобы потом вернуться, поставить на место зарвавшегося Диора, отвоевать модный престол и оставаться на нем до конца своей долгой и невероятно яркой жизни. 

 

…Фирменный логотип империи Шанель – начальные  буквы имени Coco Chanel, переплетенные между собой… Вам не кажется, что они сильно напоминают собой карту земных полушарий? То-то. Империя Шанель расположена там, где женщины одеты в мягкие жакеты без воротника и веет томным ароматом CHANEL № 5.

А это − весь мир!    

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню