«Бог создал воду, человек – вино».
Виктор Гюго
Согласно легенде, давным-давно в Греции правил царь, отличавшийся на редкость плохим настроением и дурным нравом. Кроме множества вредных привычек, он имел и одну полезную: пить каждый день виноградный сок. Но как-то из-за перепадов настроения сок не подали, а спохватились не сразу. И когда извлекли забытый сосуд с соком, царь тут же его потребовал: все затаили дыхание, опасаясь царственного гнева – сок-то забродил... Но, отведав розового напитка, владыка повеселел, подобрел, да и характер стал лучше. Так родилось первое в мире вино – розовое.
В Средние века торговля вином процветала благодаря многочисленым монастырям и аббатствам Прованса. Однако, история не была особенно благосклонна: в худшие времена виноделия розовые вина приобрели дурную славу. Заметим, что розе – самое деликатное, но и самое сложное для производства вино. Но, в конце концов, в долгом безразличии публики к розовым винам есть и положительные моменты: его продолжали производить только по-настоящему влюбленные в напиток виноделы, чья репутация и мастерство спасли эту разновидность. Не было массового производства – не было ни подделок, ни дешевок. Сегодня розе – самое «честное», на взгляд многих сомелье, вино: цена соответствует содержимому бутылки, и купить плохое розовое намного сложнее, чем ошибиться в выборе белого или красного.
Сейчас розе наслаждается реваншем. Свое место на более скромных, но и более радушных столах оно завоевало уже давно, благодаря легкому вкусу и простоте: чтобы наслаждаться напитком, не нужно ни специальных бокалов, ни долгих сложных манипуляций, не нужно даже быть знатоком. В XXI веке розовое вино стало, к тому же, обязательным напитком гламурных вечеринок и светских мероприятий, его присутствие на столе – признак хорошего вкуса и в то же время определенной «coolitude», своеобразной легкости и модной небрежности. В чем же секрет успеха?
Во-первых, в цвете. Розовый традиционно ассоциируется с женственностью, нежностью, чувствительностью и чувственностью. В эпоху триумфального возвращения женственности (после буйных 80-х в стиле рок и унисекса 90-х годов) и метросексуалов это как нельзя кстати.
Во-вторых, розовое вино не кажется таким «серьезным» напитком, как его братья. Хотя по пользе оно не уступает красному (содержащиеся в нем антиоксиданты защищают от заболеваний сердца, от рака и даже от невралгии), градусов в розе меньше. Это – напиток для отпуска, для отдыха, для дружной компании. Стиль жизни изменился: за последние десятилетия люди стали больше отдыхать, больше думать о собственном (заслуженном) удовольствии, но при этом традиционные ценности (обед в кругу семьи, общение с друзьями) снова в моде. И «розе», как его называют по-французски, как раз воплощает все эти ценности сразу!
Наконец, повышенный интерес к югу Франции, его культуре, традициям, обычаям, также способствует увеличению популярности розового вина. Откройте любой журнал дизайна – вы увидите «южные» мотивы, белые виллы у лазурного моря; справочники по туризму давно воспевают красоту региона, культурное богатство и гостеприимство Прованса, а белый, голубой и желтый (традиционные цвета французской провинции) возвращаются в моду каждое лето.
Традиции гостеприимства Прованса требуют посадить кипарис у дома, чтобы приветствовать новых поселенцев, и преподнести стаканчик розе. Кипарис сейчас никто не обещает, но розе льется повсюду – в первую очередь, гостям.
Вино «Côtes de Provence» является своеобразным эталоном. К традиционному качеству напитка добавляются уникальные характеристики климата: сухость, много солнца, перепады дневной/ночной температуры, и, самое главное, мистраль. Уникальный ветер, оздоравливающий и очищающий воздух, препятствует появлению и распространению разных вредителей и болезней виноградиноков. Соответственно, меньше пестицидов, меньше химии: «Вино Прованса – считай, биокультура!» – подчеркивает месье Милло.
Розе ассоциируется не столько с конкретным продуктом, сколько с определенным моментом: бранч с подружками, где единственная еда – фрукты и сыр, сытный обед в дружной компании, тихий ужин в узком кругу... Это приятный момент, разделенный с близкими людьми, удовольствие общения, простые радости.
Единственная сложность при выборе розе – это... выбор. Точнее, его обилие и разнообразие: в отличие от красного или белого, розовое вино предлагает поистине огромную палитру оттенков и нюансов. По окраске можно догадаться о вкусе и аромате напитка: чем темнее – тем насыщеннее, чем светлее – тем легче вкус. Нежный розовый цвет обещает свежий вкус с примесью ноток грейпрфрута, абрикоса, темно-розовый цвет предполагает ягодный и пряный букет.
Сейчас в моде светлые, почти прозрачные вина. Розе «Côtes de Provence» отличаются особым блеском, сияющим цветом, тонким и элегантным вкусом. Миллезиме 2005 года, как замечает Франсуа Милло, особенно удачен: его особая характеристика – большое внимание, уделенное регулированию уровня алкоголя, что позволило получить ровные 12 градусов. Палитра 2005 года отвечает моде – пастельные тона и экстраординарная прозрачность, что не повлияло на богатство оттенков: вино имеет окраску малины, лепестков розы, розового песка, смородины, драже, пиона, цветка ванили и персика.
В целом, букет 2005 года отличается нежностью, изысканностью и округлостью: деликатный, сбалансированный аккорд сопровождается мягким или освежающим послевкусием.
Как сказано выше, розовое вино сочетается практически со всем: в моде альянс деликатного, светлого розе с морепродуктами, филе рыбы на гриле, а также с традиционными блюдами азиатской кухни (креветки в кисло-сладком соусе, крабы и пр.) Более насыщенное розе аккомпанирует в меню буйабес, айоли, лазаньи с соусом писту и баклажаны под пармезаном.
В целом же, чтобы найти «свое» розе, есть только один путь – пробовать. В Россию розе пока поставляется мало, так что в путешествии по Провансу воспользуйтесь возможностью: остановитесь у виноградника, спуститесь в погреб с гостеприимным владельцем шато и устройте настоящую дегустацию.