Консуэло Вандербильт, дочь миллионера, представительница известного клана (да-да, соперница Людоедки Эллочки , «Вандербильтиха» в ослепительных нарядах, из той же семьи), выходила замуж за английского герцога.
Это была сказочной красоты свадьба, которую с нетерпением ждала вся страна – самая завидная американская невеста выходила замуж за английского аристократа. Дело происходило в конце XIX века, и праздник – от платья невесты до подарков – отличался всей изысканностью тогдашней эпохи.
О приготовлениях к свадьбе тогдашняя публика с огромным интересом читала в газетах. И несмотря на гораздо более строгие, чем сейчас, правила морали, газеты печатали все деликатные подробности, вплоть до того, какой корсет невеста должна была надеть в день свадьбы: из блестящего атласа с матовым узором из гвоздик, с застежками-крючками, которые были «совсем как обычные, но из золота»; а специальный крючок, который удерживал на месте нижние юбки, не давая им сместиться, тоже был «как обычно, но филигранным, из римского золота».
Нижняя юбка, которая должна была быть под свадебным платьем, описывалась не менее подробно – из тонкого «белого блестящего материала», с оборкой шириной в 43 см, покрытой ручной вышивкой, и оборками из валансьенских кружев.
Да, хотя сегодня можно прочитать множество подробностей о нарядах знаменитостей, нижнее белье обычно не упоминается. Что ж, сейчас традиция выставлять напоказ приданое, в которое входило все, от скатертей до носовых платков, ушла в прошлое.
Правда, и тогда газеты, в стремлении разузнать все подробности, переходили грань приличия – много лет спустя Консуэло вспоминала, как была потрясена, когда в газетной статье прочитала о своих застежках для чулочных подвязок. Конечно, всем было интересно узнать, что они были из золота и украшены бриллиантами...
И свадебный наряд будущей герцогини, разумеется, тоже пристально рассматривали. Как и множество дам той эпохи, которые могли себе это позволить, Консуэло и ее мать были клиентками знаменитого дома мод, основанного Чарльзом Фредериком Вортом, и пользовавшегося тогда даже еще большей славой, чем сегодня – самые известные кутюрье. Однако, к всеобщему удивлению, свадебное платье заказали не в Англии, а в Америке!
Модный силуэт 1895 года предусматривал тончайшую, туго затянутую в корсет талию, сильно расширяющуюся книзу юбку, огромные рукава (которые визуально делали талию еще более тонкой). Платье Консуэло, которое задало свадебную моду на несколько лет вперед, отвечало всем этим требованиям и одновременно поражало роскошью тончайших драгоценных материалов, которую было трудно превзойти.
Газеты писали: «Платье невесты было из атласа кремового цвета, который очень шел к ее оливковой коже. Впереди юбка была отделана четырьмя воланами кружев; узор для кружев был выбран для невесты в Брюсселе. С правой стороны, с верхней оборки, ниспадал каскад флердоранжа. С левого плеча тоже ниспадал флердоранж.
Шлейф был диной 4,5 метра и прикреплен к плечам где-то на 10 см ниже воротника. Он ниспадал встречными складками, которые раскрывались на полную ширину, начиная от талии. Он был покрыт вышивкой из жемчуга и серебра, а узор изображал листья роз, скрепленные узлами в виде восьмерки, символа верной любви».
Корсаж был, согласно традиции, закрытым, без декольте – ведь в церкви не принято появляться с открытыми плечами и грудью. У него был высокий стоячий воротник из шифона и кружев. Вокруг затянутых атласом плеч шла широкая, почти до локтя, оборка все из тех же материалов.
«На невесте была фата из тончайшего брюссельского тюля и тиара из флердоранжа. Ее атласные туфельки были сделаны из того же материала, что и платье, и вышиты серебром. На ней не было ни единой драгоценности».
Таким по-настоящему волшебным видением, облаком из кружев, предстала Консуэло Вандербильт 6 ноября 1895 года. И посмотреть на нее у церкви на одной из нью-йоркских улиц собралось две с половиной тысячи человек, и большую часть из них составляли женщины. Всем было интересно, в каком платье будет невеста, и Консуэло никого не разочаровала!
Впрочем, ее окружение тоже было роскошным – подружки нынешних невест, вынужденные надевать на свадьбу обычно ничем не примечательные длинные платья, например, из тафты, могли бы удавиться от зависти, прочитав о «простоте» нарядов подружек Консуэло. Да, они действительно были простыми по сравнению со сложной изысканностью наряда главной героини праздника, и, тем не менее, восхитительными.
Атласные платья цвета слоновой кости с относительно короткими, до щиколоток, юбками (тогда обычно юбки были длиннее, до пола, однако такая длина подчеркивала юность и невинность, ведь девочки носили укороченные платья, которые удлинялись по мере того, как они росли). Юбки и рукава были украшены оборкам из шифона; плечи прикрывали полупрозрачные косынки «в стиле королевы Марии-Антуанетты» из брюссельского тюля, удерживаемые у талии широкими голубыми атласными кушаками. Черные бархатные шляпы «в стиле художника Гейнсборо», то есть с широкими полями, были украшены голубыми атласными лентами, и с правой стороны на полях были большие розетки из шифона, а с левой поля резко загибались вверх, и к ним было прикреплено по шесть бледно-голубых страусовых перьев и белой эгретке ( специальное украшения для шляпы). На шеях у подружек невесты были голубые бархотки с жемчугом, косынки были сколоты подарками герцога Мальборо – бирюзовыми брошами. Подарками от самой невесты стали бриллиантовые бабочки. Словом, эти наряды намекали на кокетливый XVIII век.
Стоит ли удивляться, что великолепная свадьба вошла в историю? А еще она отличное доказательство того, что никакая роскошь не нужна, когда нет счастья – Консуэло, которую выдавали замуж против ее воли, плакала в этот день. Бедная богатая невеста...