1. Самое главное, определитесь, что вы хотите: официальную свадьбу или символическую церемонию
Все свадьбы, проводящиеся за границей, делятся на две категории: официальные и символические. В первом случае вы сможете расписаться и получить свидетельство о заключении брака, имеющее законную силу в России. Такие церемонии проводятся официальным лицом в дипломатических представительствах, консульствах, местном муниципалитете или за их пределами. В каждом государстве свой порядок заключения брака: где-то необходимо ждать не менее одного месяца после личной подачи документов в соответствующие органы, а где-то достаточно приехать за несколько дней до бракосочетания, чтобы успеть подписать заявление и другие свадебные бумаги. Список стран, где можно официально пожениться, определяется наличием межправительственной договоренности между Российской Федерацией и государствами–участниками Гаагской конвенции. Сейчас в него входят Австралия, Австрия, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамские острова, Барбадос, Греция, Доминиканская Республика, Италия, Кипр, Коста-Рика, Куба, Маврикий, Мексика, Новая Зеландия, Сейшелы, Сент-Люсия, Словения, США, Теркс и Кайкос, Фиджи, Чехия, Швейцария, Шри-Ланка и Ямайка.
Если официальная регистрация брака за границей не нужна, то после росписи в России можно устроить для себя символическую церемонию. Она может проходить в любой точке земного шара: на Северном полюсе, в водах Атлантического океана или на Эйфелевой башне.
2. Решите, будете вы заниматься организацией свадьбы самостоятельно или доверите это агентству
Если вы не хотите заниматься организацией свадьбы за границей самостоятельно, то это можно доверить профессионалам. Обратитесь в свадебное агентство или туристическую фирму, предоставляющую данную услугу. Стоимость будет зависеть от многих факторов: страны, сезона, уровня гостиницы, количества гостей... Минимальная цена стандартной церемонии обычно начинается от 150 - 200 тысяч рублей. Сюда, как правило, входит подготовка и оформление всех необходимых документов, авиабилеты, недельное проживание в гостинице, трансфер, оформление визы и праздник для двоих, включающий саму церемонию и декор места ее проведения, услуги фотографа, романтический ужин и др., в зависимости от страны и условий компании, организующей поездку.
Если же вы хотите полностью контролировать процесс подготовки к свадьбе за границей, можно организовать праздник самим (в некоторых случаях на этом также можно сэкономить деньги). Но это процесс очень ответственный и требующий времени, усилий, а нередко – и нервов.
3. Определитесь с туристическим направлением
Если вы решили, какую именно церемонию вам хотелось бы устроить, тогда осталось лишь определиться с выбором места. Самый распространенные варианты – свадьба на курорте или в каком-нибудь романтическом замке. По статистике агентств, занимающихся организацией свадеб за границей, самые актуальные пляжные направления среди наших сограждан – это Куба, Доминикана, Греция, Маврикий, Сейшелы, Индия и Тайланд, а из городских особой популярностью пользуются относительно недорогие для проведения подобных мероприятий страны с лояльным визовым режимом - Чехия, Италия и Словения.
4. Рассчитайте время: планировать свадьбу за рубежом надо сильно заранее!
Планировать свадьбу за границей следует заранее, так как на ее подготовку обычно уходит не менее двух – трех месяцев. Плюс еще пару недель стоит иметь в запасе – на случай форс-мажора вроде задержки виз.
5. Найдите свадебного координатора
Во многих странах органы регистрации брака неохотно идут на контакт с молодоженами, поэтому понадобится помощь свадебного координатора, который возьмет на себя всю «бумажную» работу, связанную с оформлением документов. Найти такого специалиста можно в интернете: выбрать понравившегося по отзывам молодоженов на форумах.
6. Подготовьте все необходимые документы
Для организации свадьбы за границей обязательно понадобятся следующие документы: российские паспорта, свидетельства о рождении, справки о семейном положении, свидетельства о разводе или о смерти прежнего супруга (супруги) при соответствующих обстоятельствах, предыдущие свидетельства о браке, если таковые имеются, документы об изменении фамилии и имени. Все необходимые для поездки и церемонии документы нужно перевести на язык той страны, где будет регистрироваться брак, какие-то – легализовать или заверить в консульстве. Отправлять их координатору обычно нужно за 4 - 8 недель до запланированной даты начала поездки.
7. Выберите место для проведения церемонии и обсудите все нюансы
Если вы планируете свадьбу в ресторане, расположенном на живописном острове, в горах или в историческом центре города, можно попробовать сэкономить и связаться с ним напрямую по интернету и заказать церемонию и банкет, а также обсудить варианты декора и музыкальное сопровождение. Это выйдет дешевле, чем бронирование через посредников. А тем, кто мечтает пожениться на отдельно организованной площадке, можно воспользоваться услугам кафе и ресторанов, занимающихся кейтерингом.
8. Продумайте детали торжества и найдите нужных людей, которые помогут вам все осуществить
Макияж для свадьбы, прическа, платье, фото и видео-съемка… Все это надо организовывать также заранее. Необходимых специалистов удобно искать на российских или зарубежных сайтах, свадебных форумах, в блогах или социальных сетях. И не стоит беспокоиться, если есть проблемы со знанием иностранных языков: во всех привлекательных для бракосочетания странах проживает и работает много наших соотечественников, много и тех, кто регулярно путешествует, подрабатывая в поездках и предлагая свои услуги со скидкой. Платья, аксессуары лучше взять из дома, так как найти все это на месте бывает затруднительно, да и лучше заранее продумать все до мелочей.
9. Отведите достаточно времени на организационные вопросы, касающиеся самой поездки: виза, билеты, отель и пр.
Как только все организационные вопросы со свадьбой будут решены, можете смело покупать билеты, при этом рассчитывайте, что прилететь на место лучше заранее, хотя бы за 3 - 4 дня. Чтобы сэкономить, выбирайте межсезонье, когда купить авиабилеты и туры можно по более низкой цене, а также обращайте внимание на акции авиакомпаний и отелей. Трансфер можно заказать через гостиницу или взять такси уже на месте. Если вы летите в безвизовую страну, это значительно облегчает процедуру подготовки. Если же нужно получать визу, то следующий шаг – поход в консульство. Бояться этого не стоит: будущим молодоженам их дают без проблем, конечно, если с документами все в порядке.
10. По возвращению домой легализуйте документы
После регистрации брака за границей полученный документ необходимо легализовать в консульстве РФ той страны, в которой проходило бракосочетание. Легализация осуществляется путем проставления апостиля - специального штампа, подтверждающего действительность документа за пределами страны, выдавшей этот документ. Как правило, его проставляют в том же ведомстве, которое выдает свидетельство о регистрации брака. После этого документ становится действительным на территории России. В некоторых случаях этот процесс может затянуться на долгий срок – до нескольких месяцев. Если есть необходимость, свидетельство можно перевести на русский язык и после заверить у нотариуса. Однако обменять зарубежное свидетельство о браке на документ российского образца или получить второе российское свидетельство о браке нельзя.
Если при регистрации брака один из супругов меняет фамилию, то это следует указать в заявлении о регистрации брака в стране регистрации. В некоторых странах новые фамилии супругов будут указаны в свидетельстве, но в большинстве — нет. Для смены фамилии молодоженам по приезде на родину нужно принести в ЗАГС по месту жительства легализованное и переведенное на русский язык свидетельство о браке и написать заявление о смене фамилии с связи с вступлением в брак. При выдаче паспорта на новую фамилию в паспортном столе в новый паспорт поставят штамп о браке.