Во времена ее молодости в советской стране не было понятия «икона стиля». Но именно ее героине, стюардессе из культового фильма о поколении 60-х «Еще раз про любовь» подражали тогда миллионы женщин. Яркая блондинка с царственной осанкой, в простеньком свитере, по тогдашнему негласному «дресс-коду», жила в небе, парила в своей любви и со всей силой трогательной женской слабости сопротивлялась всему обыденному и приземленному.
Ее низкий, с хрипотцой голос, переходящий в полушепот, сводил мужчин с ума. В каждой фразе, которую она произносила с экрана или со сцены, было столько эмоций, нерва и страсти, что в зрительном зале не оставалось ни одного равнодушного.
Доронина никогда не играла идолов. И не изображала «тяжелую женскую долю». На экране она каждый раз проживает судьбу – будь то «счастливая» жена и мать семейства из «Трех тополей на Плющихе», нелепая и немного комичная в своем страхе перед неожиданным и незнакомым для нее романтическим чувством, или обычная деревенская женщина («Мачеха»), которой суждено заплатить за короткий миг простого женского счастья чередой новых испытаний и невзгод.
Что же до реальной жизни – в ней Татьяне Дорониной выпала роль волевой и царственной особы, роковой красавицы, вдохновлявшей лучших мужчин своего поколения и разбившей не одно сердце.
«Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе», – вспоминает однокурсник и первый муж актрисы Олег Басилашвили.
Третий супруг актрисы Эдвард Радзинский считает ее крутой нрав продолжением ее таланта.
«Как она жила? Всякий день, помимо воскресенья, уходила в театр. Утром – репетиции, вечером – спектакли. В перерывах она не уходила домой, а спала в гримуборной. Когда в театре были выходные, Таня ехала на студию на съемки».
«Меня как-то спросили, могла ли Доронина в пылу семейного скандала чем-то в меня кинуть. Отвечаю: могла! Немало чего за те десять лет, что мы прожили совместно, в воздухе летало и, случалось, достигало цели, помимо книг. Книги она жалела», – признается актер Борис Химичев, с которым у актрисы был один из самых продолжительных браков.
Последний супруг актрисы – Роберт Тихоненко – был человеком, далеким от искусства. Возможно, именно поэтому он сумел разглядеть в ней не только великую актрису и талантливого руководителя, но и очаровательную женщину.
«Любить Татьяна умеет! Любовь ее поднимает, раскрывает, исцеляет...» – рассказал однажды он в одном из немногочисленных интервью.
«Помню, мы приехали на выступление к физикам Института имени Курчатова, и, представляете, выходит она на сцену и, обращаясь в зал, предлагает построить вечер в форме вопросов и ответов. Ставит условие, что на любой вопрос она будет отвечать стихами… То, что происходило на сцене, для меня было открытием второй Татьяны. Я не мог предположить, что на вопросы о личной жизни и работе можно так четко и полно отвечать стихами!» – вспоминал Тихоненко.
«Для меня Татьяна есть сама женственность. Добрая, заботливая, нежная жена, в тембре голоса и ласках которой я растворялся, как сахар в чае», – признался он.
Доронина не верит в судьбу и предзнаменования. Но страстный монолог, произнесенный ею однажды с экрана, невольно стал пророческим в ее судьбе.
«Идите в театр, живите в нем и умрите в нем, если можете!» С этим девизом актриса живет по сей день. В редкие свободные минуты уединяется с книгами – это ее единственная страсть, помимо театра.
«Я живу в придуманных мирах придуманных людей и считаю эту жизнь настоящей», – признается актриса.