Аргументы противников
Противники суррогатного материнства в ходе полемики приводят множество обоснованных и необоснованных утверждений:
• необходимость отдать выношенное и рожденное ею дитя серьезно травмирует психику женщины, попирает ее материнские чувства, даже если младенец совершенно чужой генетически;
• вынашивание чужого ребенка за деньги равносильно торговле детьми. Любой, у кого достаточно средств, может заказать малыша «с доставкой». Ребенок превращается из дара в товар – все тяготы беременности и родов достаются исполнителю, а заказчик получает наследника в конверте с бантом;
• по мнению многих феминисток, сурматеринство – это эксплуатация женщины, использование ее в качестве инкубатора, чьи чувства никого не волнуют;
• у биологической матери не образуется особая связь с ребенком, которая возникает во время беременности. У нее могут не проснуться материнские инстинкты, и она не примет кроху, рожденного другой женщиной, как родного. Из-за этого и мама, и ребенок всю жизнь будут мучаться от психологических проблем;
• суррогатное материнство противоестественно, так как подобного нет в природе;
• суррогатная мать может разрушить семью, потому что отец будет считать ее настоящей матерью своего малыша;
• суррогатное материнство противно божественному замыслу. И христианская, и мусульманская церкви запрещают своим прихожанам прибегать к услугам суррогатных матерей. С позиции этих религий, суррогатное материнство ведет к разобщению брака и нарушению таинства зачатия – дети должны зачинаться только в законном браке и вынашиваться родной матерью. Кроме того, к сурматеринству представители духовенства предъявляют и все претензии, которые их вероисповедание имеет и по отношению к ЭКО – единственном законном способе зачатия сурмамой чужого малыша.
Аргументы сторонников
Причины бесплодия Тем, кто поддерживает суррогатных матерей и людей, которых к ним обращаются, тоже есть, что ответить:
• первый и основной довод в пользу суррогатного материнства в том, что для многих бездетных пар оно – единственный шанс завести своего ребенка. Только благодаря сурмамам тысячи семей обрели родного малыша;
• женщины участвуют в программе только добровольно, никто никого не принуждает, так что об эксплуатации не идет и речи;
• очень многие сурмамы становятся таковыми не из-за жажды обогащения, а в стремлении помочь бездетным людям стать родителями;
• позволить себе ребенка, рожденного таким образом, могут не только очень богатые – если в качестве сурмамы выступает родственница или подруга, то вся программа обойдется не сильно дороже обычной беременности после ЭКО;
• возникновение материнских чувств у биологической мамы не связано напрямую с тем, сама она рожала или нет. Но, как правило, те, кто обращается к сурмаме, уже много лет безуспешно пытаются стать родителями естественным способом и давно ждут и заранее любят своего малыша.
Позиция ESHRE
Чтобы снизить накал подобных споров, Европейское Общество Репродукции Человека (ESHRE) разработало основные этические положения, касающиеся суррогатного материнства:
-
Потенциальные риски и моральные возражения – недостаточная причина для запрета суррогатного материнства.
-
Во избежание эксплуатации женщин и оскорбления человеческого достоинства допустимо только альтруистическое суррогатное материнство. Компенсироваться должны только расходы, непосредственно связанные с беременностью: медицинская помощь, питание, специальная одежда, а также возмещение утраченного из-за «особого положения» дохода.
-
Подписывая договор, суррогатная мать и биологические родители берут на себя определенные моральные обязательства, от которых не имеют права отказаться после наступления беременности. В частности, сурмама должна со всей ответственностью относиться к вынашиванию малыша, а заказчики обязаны принять рожденного ею ребенка вне зависимости от любых обстоятельств (кроме смерти обоих родителей).
-
При заключении договора должны быть учтены интересы супруга (партнера) суррогатной матери и ее родных детей.
-
Не рекомендуется использовать в качестве донора яйцеклетки саму сурмаму, т.к. это может повлечь за собой дополнительные психологические проблемы у нее.
-
Суррогатная мать идет на беременность добровольно и сознательно.
-
Аборт допустим только по медицинским показаниям, и никто не может сурмаму к нему принудить.
-
Сурмама должна, в первую очередь, руководствоваться интересами вынашиваемого ребенка, в том числе, при выборе способа родов, хотя заставить ее принять определенное решение никто не в праве.
-
Ребенок имеет право знать, что был рожден суррогатной матерью.
Суррогатное материнство – очень неоднозначная вещь. Но пока оно остается единственным способом сделать бездетные пары счастливыми, мир от него вряд ли откажется.