Похвала, которая мотивирует ребенка развиваться дальше
Похвала, которая мотивирует ребенка развиваться дальше

Похвала, которая мотивирует ребенка развиваться дальше

Многие родители не знают, что похвала и закрепление положительного поведения работают лучше, чем наказания и ограничения. Однако, чтобы мотивировать ребенка на развитие, хвалить тоже нужно правильно. Как это делать, рассказала Карина Рихтере, психолог с многолетним стажем, эксперт в детско-родительских отношениях и мама пятерых детей-погодок.

Сила доброго слова

Воспитательный прием, когда для закрепления нужного нам поведения мы используем похвалу и награду, называется положительным подкреплением. Почему этот метод работает лучше, чем отрицательное подкрепление через наказания и негативные последствия? Этому есть несколько объяснений:

  1. Одобрение родителей очень важно для детей. Через похвалу и другие положительные стимулы мы показываем, что такие поступки или поведения нам нравятся, чем стимулируем повторять такой образ действий снова и снова.
  2. Любой человек стремится к тому, чтобы испытывать положительные эмоции и избегать отрицательных. Дети не исключение. Когда мы в ответ на хорошее поведение  делаем ребенку приятно, он стремится к тому, чтобы получить эти эмоции еще раз.
  3. Отрицательные стимулы вынуждают ребенка избегать негативных эмоций родителей и наказаний, а это значит, что сын или дочь будут делать только то, что нужно. Это не ведет ни к развитию, ни к творческому подходу. Положительные стимулы наоборот помогают ребенку развиваться и искать новые способы выполнения привычных заданий.
  4. Положительное подкрепление помогает ребенку лучше понять свои сильные и слабые стороны, с помощью родителей находить точки роста и менее болезненно относиться к ошибкам и критике. А чем увереннее в себе ребенок, тем проще ему достигать желаемого, в том числе желаемого родителями.

Таким образом, через положительные эмоции мы мотивируем ребенка развиваться и стремиться к тому, чтобы порадовать нас. Такое подкрепление работает не только с нормотипичными детьми. Оно помогает добиться нужного поведения от детей с особенностями развития, на которых наказание вообще слабо действует.

Есть одно но. Следует отличать положительное подкрепление от подкупа. Первое всегда последовательно и продумано. Вы подкрепляете то поведение, которое вас устраивает и которое вы бы хотели закрепить у ребенка. В негативных случаях ребенок просто лишается стимула — вы не одобряете поведение сына или дочери, но и не ругаете его. Кроме того, положительное подкрепление часто именно про эмоции, а не про то, чтобы купить ребенку игрушку за уборку или новый телефон за хорошие оценки.

Подкуп работает по-другому. Он всегда хаотичен и чередуется с наказанием и криками. Например, когда ребенок нас радует, мы покупаем ему мороженое. А когда огорчает, мы не просто лишаем его вкусного, но еще долго и нудно читаем ему нотации или того хуже ругаем. Награда всегда материальна. Ей может быть новый телефон за отличное окончание года или желанная игрушка, если речь идет о дошкольниках. В целом, подкуп — это вариация на тему кнута и пряника.

Такой метод работает с очень ограниченным числом детей и имеет множество побочных действий. Основные из них — ориентация на материальные стимулы, обман в целях получить желаемое, манипуляции и отказ от сотрудничества. Минусы есть и у положительного подкрепления. Главный состоит в том, что ребенок начинает ориентироваться не на себя и свои ощущения, а на одобрение значимого человека. Поэтому хвалить тоже нужно с осторожностью и правильно.

Хвалим правильно

Сложности возникают не только с тем, как хвалить. Мы часто не понимаем и то, когда нужно это делать. Понятно, что похвалой мы отмечаем значительные достижения. А как насчет ежедневных и не таких значительных событиях — убранных вещах, сделанных уроках и так далее? Мы часто считаем это само собой разумеющимся и даже не отмечаем того, что ребенок получил пятерку за контрольную. Если он всегда хорошо учится, это рядовое достижение.

Поэтому основное правило — хвалить всегда, когда хочется. Искренняя похвала в нужное время буквально окрыляет ребенка и мотивирует его к новым свершениям. Особенно важно хвалить именно за рутину — уроки, уборку, правильное выполнение какого-то задания и так далее. И, конечно, нужно отмечать все достижения ребенка.

Чего не нужно делать:

  • Сравнивать с другими. Не для всех соревнования являются мотивацией. Все помнят мем про сына маминой подруги, который может все и которым нам никогда не стать. Если все-таки хотите сравнивать, то только с самим собой — год назад ты мог вот так, а сейчас можешь вот этак.
  • Оценивать без подкрепления. «Молодец, умница, так держать» — это просто слова, которые ни о чем не говорят ребенку и ни на что не мотивируют. Да, приятно, да радует, но в услышанное в сотый раз уже не воспринимается. Всегда нужна обратная связь, когда вы говорите ребенку не только о том, что у него получилось, но и что можно было бы сделать по-другому.
  • Формировать ожидания. Когда мы говорим, что гордимся достижениями ребенка или он мог бы сделать лучше, то показываем, что чего-то от него ждем определенного результата. И этот результат влияет на наше настроение. Такой подход приводит к тому, что ребенок начинает зависеть от внешнего одобрения.

Как же хвалить правильно?

  1. Благодарите. Простое «спасибо» иногда работает лучше тысячи других слов. Мы очень редко благодарим друг друга, поэтому эти слова, даже если мы говорим их много раз в день и по каждому пустяку, никогда не обесценятся.
  2. Используйте «мне нравится». «Я горжусь, ты справился, ты молодец» и аналогичные все равно воспринимаются как оценка. Но когда мы говорим «мне нравится, я восхищаюсь твоим умением» и так далее, то говорим не о том, какой ребенок, а о его качествах. Тем самым мы отмечаем сильные стороны и показываем ребенку, что именно у него хорошо получается.
  3. Давайте обратную связь. Когда мы говорим ребенку, что у него хорошо получилось или он отлично справился, обязательно нужно говорить и о том, что именно у него получилось и с чем именно он отлично справился. Не забывайте указывать и на ошибки или неточности. Это помогает расти и мотивирует изменяться.
  4. Спросите ребенка, что его мотивирует. Иногда не нужно изобретать велосипед и подбирать слова. Школьники уже могут дать обратную связь вам и рассказать, какие ваши слова и действия их действительно мотивируют. Используйте это.

Что касается материальных стимулов, то используйте их постфактум. Если вы хотите подарить ребенку что-то ценное или отвезти его куда-то, куда он давно мечтал попасть, делайте это после того, как ребенок окончил год на пятерки или целый месяц убирался в своей комнате. Так вы уберете из его мотивации корысть, а подарок станет приятным бонусом и настоящей наградой за заслуги

Главная
Эфир
Программа
Видео
Меню