Гиперопека в воспитании Очень часто, чтобы мотивировать ребенка к тем или иным действиям, родители используют уговоры и обещания. Поощрять ребенка хорошо, но как сделать так, чтобы это не превратилось в подкуп, который не является частью воспитательного процесса?
Родители очень часто используют в воспитании подкуп по одной простой причине – зачастую он очень и очень эффективен. Дошкольникам родители обещают шоколадки и игрушки за хорошее поведение в поликлинике, куклу за выполненную работу по дому и т.д. Школьников мотивируют хорошо учиться, суля новый велосипед или игровую приставку, либо платят деньги за помощь по дому.
Нельзя отрицать, что чаще всего этот прием отлично работает. Однако выполняет ли он воспитательную функцию?
Воспитание, построенное на системе материальных вознаграждений, формирует у ребенка неправильное представление об основах общения и взаимодействия в семье. Товарно-денежные отношения хороши для работы, общение в семье все же должно строиться на других принципах. Сложно донести до ребенка понятия взаимопомощи, сочувствия, дружеской поддержки и бескорыстной помощи, если он с детства привык за все свои правильные действия получать материальные вознаграждения.
Еще одна проблема связана с тем, что при такой постановке вопроса ребенок воспринимает все эти действия как нужные родителям, а не ему самому. «Если мама покупает мне игрушки за то, что я регулярно чищу зубы, значит, это ей нужна чистка зубов», «маме нужны мои пятерки – вот она мне за них и платит», – такова логика ребенка. Внутренний мотив, собственно и являющийся целью воспитания, не формируется.
Суть воспитания – передача определенных ценностей, формирование представлений, постановка целей. При подкупе подобная работа не ведется, подменяясь договорными отношениями, также как иногда подарками родители пытаются компенсировать недостаток внимания и тепла.
Это не значит, что от вознаграждений нужно полностью отказаться. Безусловно, поощрения – важный элемент в воспитании. Полученное вознаграждение помогает ребенку оценить правильность своих действий, ярче почувствовать успех, сгладить неприятные моменты, которые ему пришлось пережить.
Но, во-первых, такое вознаграждение никогда не должно быть исключительно материальным, в основе его должна лежать похвала, показываемая родителями гордость за ребенка и его достижения, да и само по себе искреннее внимание к ним. Делайте обязательный акцент на том, зачем то или иное действие было нужно ему самому («Ты справился с этой ненавистной темой по математике, теперь проще поймешь остальное, будешь ходить на урок с легким сердцем»).
Во-вторых, подкуп отличается от вознаграждения тем, что он озвучивается вначале и становится мотивом к действию ребенка. Вознаграждение же может возникать в конце. Причем лучший вариант его подачи – это «празднование». Удачно оконченная четверть, приобретенный навык аккуратного поведения за столом или привычка собирать свои игрушки – все это достижения ребенка, которые семья с радостью празднует вместе с ним. В зависимости от повода для праздника, вознаграждение может выражаться в покупке любимых сладостей или конкретного долгожданного подарка для «виновника торжества», похода в парк аттракционов.
Следите за тем, чтобы наиболее ценные подарки делались ребенку просто так – например, на Новый год, на День рождения. То есть просто потому, что он у вас есть, вы его любите и хотите порадовать, а не за какие-то достижения.