Ребенку все время все интересно. Что ему рассказать в День Космонавтики?
XXI век невозможно представить без летательных аппаратов. Почти все жители Земли хотя бы раз поднимались в воздух на самолетах, вертолетах, дельтапланах или парапланах. Чуть больше трехсот человек летали в космос. И ваш ребенок, скорее всего, просто не представляет себе, как можно жить иначе, и каким невероятным чудом еще для его прадедов были полет ракеты, самолета, простого воздушного шара. Расскажите ему, как человек учился летать, и проиллюстрируйте это на практике.
Вся история воздухоплавания и космических полетов вряд ли уместится в один день, и даже самый терпеливый малыш может устать. Выберите заранее какой-нибудь доступный для понимания фрагмент истории, дополните его информацией из авторитетных источников и практическим опытом.
Человек стремился к полетам с давних лет, отражал эту мечту в легендах, отважные изобретатели пробовали строить крылья из воска и птичьих перьев, из ткани или металла, но раз за разом терпели провал. Даже гениальный Леонардо да Винчи не сумел создать летающий воздушный корабль. Почему? Потому что знаний по физике и аэродинамике не хватало, чтобы понять за счет чего летит птица, пчела или стрекоза. Покажите малышу, как «опирается на пустоту» и планирует предмет легче воздуха – перышко или клочок бумаги. Объясните, почему шар, наполненный воздухом, опускается вниз, а надутый гелием – стремится вверх.
Первый удачный опыт полета человечество приобрело в 1783 году, когда в воздух поднялся аэростат братьев Монгольфье – шар из легкой и прочной ткани, наполненной горячим воздухом. Такой шар мог пролететь несколько километров, подчиняясь потокам воздуха, но управлять им было невозможно. Покажите малышу, что горячий воздух легче холодного на примере дыма от свечки, который поднимается вверх. Запустите с ним вместе китайский фонарик, работающий от маленькой свечки, и представьте, как в такой же корзине-гондоле, только больше размерами, отправлялся в путь первый воздухоплаватель.
Совершенствуя воздушные шары, ученые пришли к идее дирижаблей – баллонов овальной формы, наполненных газом, который легче воздуха, например, водородом, и управляемых при помощи лопастей и винтов. Такие воздушные суда использовались до середины ХХ века, защищали города от бомбежек, перевозили пассажиров и грузы. Купите с малышом шарик, наполненный гелием, надуйте простой воздушный шарик такого же размера и покажите, как из двух одинаковых «летных средств» один стремится в небо, а другой опускается вниз. Поэкспериментируйте – какой груз может поднять гелиевый шарик, как можно управлять им, подув или направив поток воздуха из вентилятора.
Всевозможные планеры – летательные аппараты, поднимающиеся в небо благодаря воздушным потокам, появились на свет раньше обычных самолетов. Катать малыша на параплане или дельтаплане все же рискованно, даже ради дня Космонавтики, поэтому полеты без мотора можно изучать на примере обычных бумажных самолетиков. Позапускайте их вместе с малышом в разных уголках квартиры, на улице, в парке, на берегу реки. Посмотрите, как меняется траектория полета в зависимости от направления ветра, поищите вместе тот способ запуска бумажного летуна, который позволит ему взметнуться ввысь. Или вдвоем запустите воздушного змея. Если вы не делали этого с детства, счастливая улыбка на целый день гарантирована.
Первый самолет с двигателем внутреннего сгорания, сконструированный братьями Райт, успешно полетел 17 декабря 1903 года. Движение происходило за счет мощных пропеллеров, «толкающих» воздух. Для иллюстрации используйте вентилятор или радиоуправляемую модель самолета. От удивительных фигур высшего пилотажа, которые проделывает такая машинка, приходят в детский восторг самые серьезные взрослые папы и мамы.
Следующая ступень к полету человека в космос – ракета. Раскаленные газы отталкиваются от тверди и поднимают ракету в небо. Чтобы выйти на орбиту, стать искусственным спутником, ей нужно преодолеть земное притяжение. Гениальный русский ученый, мечтатель Циолковский однажды сумел осознать и сформулировать принцип полета ракеты. Гениальный русский конструктор Королев поверил в мечту и построил космический корабль.
А простой советский парень Юрий Гагарин полетел на этом корабле, стал первым человеком, который увидел Землю из космоса и сделал это именно 12 апреля 1961 года.
Кстати, слово «спутник» на всех языках мира звучит по-русски. Устройте с малышом небольшой фейерверк в безопасном месте, пофантазируйте вместе – как было бы здорово подниматься все выше на маленькой ракете, до Луны или даже дальше, сколько чудес ждет людей наверху.
Детям нужно мечтать о чем-то невероятном и удивительном, стремиться вверх. В день Космонавтики подарите им звезды!