Во время моей работы с детьми один замечательный мальчик 11 лет поделился со мной своими чувствами: «Я люблю одну девочку, она самая лучшая, а друзья говорят, что я дурак, потому что дружу с девочкой. Но мы-то, мальчики, тоже умеем любить!»
В 3 года у каждого ребенка происходит осознание себя в этом мире. «Я – есть, я – самый лучший, самый любимый, я – сам могу играть, выбирать, что я буду есть, смотреть, рисовать». Ребенок проявляет нежность к окружающим, начинает эмоционально откликаться на искусство, получает эмоциональное удовольствие от игр, начинает оценивать то, что видит. Информацию о мире и социуме ребенок начинает получать не только от родителей, но и от знакомых взрослых и детей, например, через совместную игру.
В игре дети свободно знакомятся. Не факт, что в дальнейшем эти знакомства перерастут в крепкую дружбу на всю жизнь, но свой отпечаток оставить могут. Именно во время игр среди детей могут возникнуть симпатии. Дети дошкольного возраста очень просто объясняют, почему обратили внимание на тот или иной объект - он хороший или она красивая. Чаще всего эти симпатии взаимны. Ребятам просто интересно и познавательно друг с другом. Сегодня они играют и узнают мир вместе, завтра могут делать это в одиночестве, вспоминая о своем друге, а послезавтра быстро найдут замену. Ведь вокруг них столько много нового и интересного. Симпатии и привязанности в этом возрасте очень быстротечны и переменчивы.
Но все меняется, когда ребенок идет в школу. Именно в школе появляется постоянный коллектив, а игра сменяется учебой. От ребенка начинают требовать хороших оценок, отличного поведения. Около 7 лет ребенок начинает вести насыщенную внутреннюю жизнь, где эмоции, чувства, переживания могут обобщаться. Цепь неудач или успехов в учебе и общении каждый раз одинаково переживаемых ребенком приводит к формированию различных аффективных комплексов – чувство неполноценности или, наоборот, превосходства. Дети общаются на переменах, переписываются во время уроков. Практически в каждом классе сразу появляются «звезды» как среди девочек, так и среди мальчиков. В основном, это ухоженные, опрятные, модно одетые дети, которые смело могут общаться, рассказывают что-то новое и интересное. Любовные переживания чаще всего происходят здесь «за компанию», подружки влюбляются в одного мальчика, а все мальчики дружно ухаживают за одной девочкой. При этом, если спросить у ребенка почему именно ОН или ОНА, то скорее всего ответом будет «он(а) нравится всем». В такой ситуации постарайтесь совместно с ребенком выявить его личные предпочтения и интересы и исходя из полученного результата помочь справится со сложившийся любовной ситуацией.
Все начинает немного усложняться к 10-11 годам. Мальчики и девочки медленно, но верно, начинают приближаться к трудному подростковому кризису. Мальчики уже не так явно и ярко демонстрируют свою симпатию к девочкам, как они могли делать это всего 3-4 года назад. Девочки уже начинают кокетничать и ждать от мальчиков рыцарского поведения и поступков. Самое великое и нежное проявление любви – идти рядом взявшись за руки. И нет на свете ничего более интимного и нежного, чем эти прогулки. Возможно, эта детская любовь продолжится и дальше, возможно зачахнет и сохранится только в памяти влюбленных. У родителей в любом случае есть только одно правильное и верное поведение – быть близкими друзьями и советчиками своему ребенку. Не стоит настоятельно что-то рекомендовать или помогать, просто будьте рядом, разрешайте влюбленным детям вместе делать уроки или отпускайте в гости на чай. Будьте участливым и не забывайте, что именно вы являетесь примером для подражания. Ведь то, как вы общаетесь с противоположным полом, является главным примером поведения для вашего ребенка, а уж потом опыт окружающих, истории из фильмов и книг.
Не будем забывать, что именно от нас, взрослых, зависит, как в дальнейшем будет развиваться романтическая линия поведения наших детей.