Опять «двойка»! Как добиться хороших оценок

Опять «двойка»! Как добиться хороших оценок

Опять «двойка»! Как добиться хороших оценок
В погоне за хорошими оценками часто теряется главный смысл учебы – получение знаний. Стоит ли переживать из-за плохих отметок ребенка и мучить наказаниями горе-ученика?

Даже у прилежного ученика порой случаются «неуды», которые влекут за собой родительский гнев и детские слезы. А вот желание в следующий раз получить положительную оценку появляется не всегда. 

Что такое оценка?

Часто оценки – не прямой показатель того, насколько хорошо выучен урок, ведь абсолютно любая отметка – вещь субъективная. Ребенок мог переволноваться и, подготовившись на «5», ответить на «3». Ту же «тройку» он получит и в том случае, если отнесется к заданию спустя рукава, но злость и желание отругать будут одинаковыми.

Мы допускаем серьезную ошибку, всегда считая оценки признаком успешности освоения материала, но более серьезную, если видим учебу дочери или сына только через отметки. Принес «пятерку» – люблю и хвалю, «двойку» – прогоняю с глаз долой, хватаюсь за сердце. Оценки могут стать единственным способом заслужить расположение в семье. Удивительно ли, что тяга к знаниям уходит на второй план? Главной целью становится попытка получить любовь родителей, которая не должна от этого зависеть.

Отношение к оценкам: родители

Конечно, для ребенка мы хотим самого лучшего будущего, и часто кажется, что, закрой мы хоть раз глаза на «двойку», он расслабится и запустит учебу: мол, и так сойдет. Но проблема вряд ли решится, если на какое-то время вы отлучите ребенка от компьютера или прогулок. Правильнее будет спокойно поговорить и выяснить причины фиаско.

Строгость хороша в разумных пределах. Скорее пригодится талант дипломата, чтобы убедить, что исправить оценку важно. Но именно для того, чтобы понять, где сделаны ошибки и больше их не допускать. Если ребенок действительно готовился к уроку, но что-то помешало, поспешите его успокоить: бывает всякое, вы в него верите, и в следующий раз все получится. В ободряющей речи можно поделиться и своим опытом: «У меня тоже бывают неудачи, но я ищу решение. Ошибаются все, и только так и можно понять, где надо еще поработать и что подтянуть».  

Оценка за определенную плату

Многие родители практикуют настоящий бартер: ты приносишь «пятерку» – я даю определенную сумму денег или разрешаю на час дольше посидеть за компьютером. Такие торгово-рыночные отношения могут обесценить старания и удовольствие от самой учебы, зато определяют цену всего остального.

В таких случаях стимулом становится получение не знаний, а вполне материальных благ. Родители пытаются подготовить ребенка к взрослой жизни, где все покупается и продается, но дети не оценивают деньги и материальные блага так, как взрослые. Такая методика может потерпеть неудачу. Кроме того, убеждение в том, что к высшему баллу всегда прилагается награда, лишает радости от уже заслуженного успеха  – «Ты молодец! У тебя «пятерка»!».

Оценка как способ мотивации 

Безусловно, школьники, которые день за днем приносят домой «4» и «5», действительно обладают более глубоким пониманием предмета и качественными знаниями, нежели тихие троечники. Вполне понятно, почему родители так отчаянно стремятся видеть в дневниках лишь «хорошо» и «отлично». Однако важно, чтобы такой результат был связан с искренним интересом к изучаемым предметам.

Сравнение с одноклассниками

Плохие и хорошие оценки создают и конкуренцию среди самих учеников. Какой бы ни была успеваемость, в классе всегда найдется тот, кто на этот раз оказался лучшим или обошел тебя по другому предмету. Для ребенка важно чувствовать себя любимым, благополучным и способным на школьные подвиги не из-за других. Это усиливает желание соревноваться и побеждать. «Маша учится лучше, чем ты» может прозвучать для него как «Маша – молодец, а ты – нет. Маша достойна любви и внимания больше, чем ты».

Конечно, конкуренция в школьной среде способна творить чудеса, и ребенок начнет учиться лучше. Но его целью по-прежнему не будет являться получение знаний, а лишь погоня за отметками, пусть даже заработаны они будут хитростью и зубрежкой. Можно сделать все, лишь бы утереть нос Маше, и, возможно, даже добиться желаемого. Однако к хорошим отметкам прибавятся сомнение в собственных силах, неуверенность и низкая самооценка.

Неосторожно брошенное оскорбление, грубая критика с малых лет формируют ощущение, что ты - бездарь и лентяй, при этом указывая на то, что есть дети умнее и усерднее. Гораздо полезнее похвала, даже за самые незначительные, на ваш взгляд, успехи. Хорошей учебе поможет участие родителей-союзников, а не родителей-врагов.

Отношение к оценкам: дети

Школьная оценка – условность. Для успехов в будущем важно сформировать трезвое отношение к победам и неудачам и живой интерес к выбранной деятельности. Полезны сравнения школы с работой: учеба это первое серьезное дело в жизни. Чтобы получать достойную зарплату, в данном случае – хорошие оценки, к нему надо подходить ответственно, делать качественно.

Однажды объяснив школьнику, что главное в учебе – это не субъективная оценка, а знания и усердие, вы избежите повышенной тревоги из-за «двоек», бездумной погони за «пятерками» и равнодушного отношения к собственной жизни.

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню