Опять двойка, или Право на ошибку

Опять двойка, или Право на ошибку

Опять двойка, или Право на ошибку
Опять двойка! – и ребенок боится идти домой. К чему может привести излишняя строгость?

Право на ошибку
Строгие родители будут ругать, упрекать, призывать быть внимательнее и больше заниматься. Но ведь «двойка» – это не приговор. Это всего лишь оценка уровня знаний, сообщение, что над этим материалом надо еще поработать, разобраться, понять.  У ребенка в голове существует связь – ошибка, значит наказание. Правильно ли это? Возможно ли чему-нибудь научиться, не делая ошибок?

Детям необходимо дать понять, что ошибки, неудачи, разочарования – это нормальные этапы жизни, это уроки, которые мы извлекаем из своих поступков и решений. Важно сделать правильный вывод из отрицательного опыта, а не впадать в панику или самобичевание. Мы же не ругаем малыша, который делает первые шаги, когда он падает. Мы поднимаем его и снова ставим на ноги. Всю жизнь мы учимся учиться. Жизнь дает нам понять, что мы несовершенны, но в этом нет ничего страшного!

Екатерина Суслова

Учитель-логопед

Кому говорю?!

Не лезь в лужу! Стой спокойно! Дай, лучше я сама! А я же говорила! – как часто мы сами произносим эти слова и слышим их от других родителей. У нас нет терпения – подождать, дать время сделать неправильно. Мы не учитываем разницу в опыте взрослого, который может себя контролировать, и ребенка, которому надо быть везде, получить все сразу, попробовать самому. Если ребенку грозит опасность, то надо взять его за руку и отвести в сторону. Если же опасности для жизни нет, то дайте ему упасть, подняться, опоздать, испачкаться, огорчиться. Так знакомство с окружающим миром и его последствиями будут гораздо доходчивее.

Сколько будет «дважды два»?

Ребенку еще только задали вопрос, он задумался, а мама уже шепчет «четы…». Сколько раз в логопедическом кабинете, общаясь с ребенком, я вынуждена просить маму помолчать, дать возможность ответить ребенку. Своим страхом, что он сделает ошибку, ответит не так, мама дает понять, что ценность ребенка в чужих глазах прямо зависит от правильности его ответов. А разве это так? Мне важно понять, умеет ли ребенок думать, вспоминать, решать в уме задачу, а не получить скорее верный ответ. Здесь процесс важнее результата. Поэтому – не торопитесь договорить за ребенка, подсказать ему, не проявляйте огорчение, если он ошибся. Тогда и он научится не паниковать из-за ошибки, а спокойно ее исправлять.

Другие-то вон какие, а мой!

Уж сколько раз призывали психологи – не сравнивайте своего ребенка (мужа, свекровь) с другими, ведь все люди разные. Но сравнение неизбежно. Мы всегда отмечаем разницу в поведении и навыках одновозрастных детей, но только почему-то, предпочитаем делать выводы не в пользу своего ребенка. Как правило, такие мамочки не замечают, что восхищаясь чужим ребенком и разочарованно отмечая, что «мой еще не может», они дают понять своему малышу, что он слабее других, а значит хуже. Так, незаметно, в детях формируется комплекс неполноценности и привычка сравнивать себя с другими, выделяя чужие достоинства и концентрируясь на своих недостатках. А ведь «мой-то не хуже», просто темп развития у каждого свой, интересы и темперамент у людей, даже самых маленьких, отличаются.

Уметь признавать собственные ошибки, попросить прощения, стремиться выполнять свое дело лучше, – это главный пример работы над собой, который мы можем дать детям. Нет людей, которые не ошибаются. Это происходит и с детьми и со взрослыми. И самое лучшее, что можно сделать, указывая на ошибки детям, – это поддержать их, помочь исправить и двигаться дальше.

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню