«Мам, купи!»: как ходить в магазин с ребенком без вреда для нервов и кошелька

«Мам, купи!»: как ходить в магазин с ребенком без вреда для нервов и кошелька

«Мам, купи!»: как ходить в магазин с ребенком без вреда для нервов и кошелька

Зашли за молоко и хлебом, а вышли с печеньем, соком и очередной игрушкой-безделушкой? Любой поход в магазин превращается в битву и поиск компромиссов с ребенком? Обычное «Мам, купи!» вызывает у вас целую гамму чувств – от раздражения до чувства вины? Почему одни дети не могут уйти из магазина без истерик, а других будто бы вовсе не интересуют яркие обертки и новые игрушки? Можем ли мы ходить с детьми в магазин без риска получить нервный срыв? Об этом рассказала Карина Рихтере, психолог с многолетним стажем, эксперт по детско-родительским отношениям и мама пятерых детей погодок.

Почему он просит? 

Многие мамы не могут выделить время, чтобы сходить в магазин без ребенка, поэтому часто совмещают его, например, с прогулкой или забегают туда после детского сада или школы. И это правильно: лишние полчаса лучше потратить не на покупку курицы и овощей, а посвятить их себе. Кроме того, ни одни родитель не сможет вечно ограждать детей от «соблазнов» магазина, поэтому чем раньше ребенок узнает что это такое и как там себя вести, тем проще будет для вас и окружающих. 

Видео по теме

Однако при посещении магазина ребенок в некоторой степени действительно сталкивается с миром «соблазна»: вокруг него множество блестящих ярких упаковок, и, конечно, он хочет их. Однако одни дети реагируют на отказ купить очередную игрушку спокойно, а другие закатывают истерику. Почему так происходит? 

  1. Скука. Вы увлеченно выбираете продукты, постоянно переходите от полки к полке, постепенно заполняя тележку, и заняты только покупками. Ребенок в это время предоставлен сам себе. Он не знает, чем себя занять, и начинает рассматривать полки с яркими упаковками. От скуки он начинает просить то одно, то другое и очень бурно реагирует на отказ.
  2. Обида. Вы набираете продукты для всей семьи или покупаете подарки племяннику. Малышу кажется, что вы помните обо всех, кроме него, и обижается из-за этого. Истерика из-за отказа купить конфету или маленькую игрушку – способ сказать вам, что ему грустно и обидно.
  3. Гнев. До определенного возраста все дети эгоистичны. Им кажется, что все вокруг принадлежит им. И когда вы говорите, что не можете или не хотите покупать ребенку десятый попрыгунчик, он злится, что его желания не совпадают с возможностями.
  4. Дискомфорт. Если вы идете в магазин после насыщенного дня в детском саду, долго ходите по магазинам и выбираете продукты, ребенок сильно устает. Он может захотеть есть, пить или сходить в туалет. Из-за дискомфорта нервная система ребенка работает в режиме повышенной опасности, и любое неосторожное слово может спровоцировать истерику.
  5. Сенсорный перегруз. Аналогично влияет и сенсорный перегруз. В магазине много людей, играет громкая музыка и включен довольно яркий свет. Все это перегружает мозг ребенка.
  6. Желание добиться своего. Истерика – это реакция на отказ. Если ребенок знает, что слезами и криками можно добиться желаемого, он будет использовать этот метод и в магазине. Подливают масла в огонь и другие покупатели, которые вступаются за ребенка и стыдят родителей за отказ.
  7. Вседозволенность. Если папа постоянно приносит сладкое, а мама на каждой прогулке покупает игрушку, ребенок начинает воспринимать это как должное. И когда он приходит в магазин, ему кажется совершенно нормальным требовать себе новый поп-ит или жевательных мишек. 

Если родители последовательно и правильно реагируют на поведение ребенка, бесконечные просьбы и истерики можно победить.

Ходим в магазин без слез и истерики 

Преодоление детских истерик – это всегда комплексная работа. У детей нет кнопки, а у вас волшебной палочки, которая исправит все за один миг. Что же делать, чтобы ребенок не клянчил конфеты и не плакал в магазинах?

  1. Планировать заранее. Перед походом в магазин обязательно расскажите, куда и зачем вы идете. Можно вместе составить список продуктов и рассказать, что из него предназначается для всех, а что конкретно для ребенка. Так он будет знать, что его не обделили, и не будет просить что-то еще. Если получается, то за покупками лучше отправиться утром или после дневного сна – в это время ребенок еще не перегружен. Обязательно подкрепитесь перед выходом и сходите в туалет. Если за покупками приходится заходить после детского сада, постарайтесь спланировать маршрут заранее и провести в магазине как можно меньше времени.
  2. Просить помочь. Обычно мы боимся, что ребенок начнет все хватать с полок и разносить магазин, поэтому сажаем его в тележку. Ребенок мается, просить купить то одно то другое, вы злитесь, ребенок начинает плакать. Лучше включите его в процесс покупок. Возьмите такую тележку, в которую ребенок сможет складывать продукты, и пусть он приносит вам все по списку. Если в магазине есть специальные детские тележки, используйте их – ребенок может складывать в нее свои йогурты и творожки.
  3. Установить правила. Обсудите с ребенком, зачем вы идете в магазин и что собираетесь купить. Договоритесь заранее, сможете ли вы купить что-то сверх списка, и если сможете, то что именно. Если ребенок просит что-то еще, узнайте, почему он хочет именно это, что будет с этим делать и готов ли отказаться от того, что просил первым. Если ребенок не соглашается и начинает плакать, скажите: «Мне очень жаль, но мы не можем купить и машинку, и сок. Нужно выбрать что-то одно». Если ребенок продолжает наставить на своем, уйдите из магазина без покупок.
  4. Стоять на своем. Очень важно быть последовательной и соблюдать установленные вами правила. Если вы отказали, то не стоит разрешать только из-за того, что ребенок плачет, а проходящие мимо люди стыдят вас или ребенка. Нет – значит, нет. В любой ситуации.
  5. Постараться отвлечь. Постарайтесь переключить внимание ребенка, но не обещайте ему что-то материальное за хорошее поведение. Например, не стоит обещать, что ребенок получит конфету дома, если не будет плакать и мешать маме совершать покупки. Это только подкрепит его уверенность в том, что истерика – хороший способ добиться желаемого. Лучше предложите посмотреть, какие котлеты продают в магазине, или узнать, какой формы бывают макароны.
  6. Объяснять. Проговаривайте свои чувства, эмоции ребенка и причины, по которым вы ему отказываете: «Я понимаю, что ты очень хочешь мармеладки и злишься из-за того, что я тебе их не покупаю. Но если я куплю их тебе, нам не хватит денег на мясо, и нам всем придется есть на ужин только картошку».
  7. Не обращать внимания. Очень важно сохранять спокойствие и не вовлекаться в эмоции ребенка. Да, он кричит и плачет, но вы взрослые, и именно вы решаете что и как делать. Не стоит реагировать и на критику окружающих. Поблагодарите за участие и скажите, что вам не нужна помощь посторонних.

Чего делать не стоит:

  • Стыдить ребенка или говорить, что вам стыдно за то, что он не умеет себя вести.
  • Пугать полицией, охраной или другими покупателями.
  • Обесценивать его желания и чувства.
  • Обвинять в жадности и недопустимом поведении («Ты чего разнылся как девчонка?»).
  • Запрещать плакать и злиться.
  • Говорить, что он не может чего-то просить, пока сам не зарабатывает деньги.

Реакция на истерику в магазине ничем не отличается от реакции на истерики по любому другому поводу. Будьте последовательны, спокойны и продолжайте покупки. Со временем ребенок поймет, что его поведение не приводит к нужному результату и начнет договариваться с вами.

https://vk.com/mamazonki

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню