Несмотря на то, что дошкольник к этому возрасту представляет собой достаточно сформировавшуюся социальную личность, школа – это большой стресс и перемены в жизни, для адаптации к которым требуется время.
В школе уже почти нет игр, отношения с педагогом носят деловой и официальный характер. Появляется критерий успешности – оценки за знания, и ребенок начинает осознавать и нести ответственность за свои поступки.
Многие родители еще до школы начинают заниматься подготовкой к ней, обучая детей чтению и письму. Другая часть, напротив, считает, что незачем лишний раз напрягать ребенка, пусть наиграется, а учиться уже будет в школе. И те, и другие делают ошибку. Отрицать важность дошкольного обучения все равно, что бросить не умеющего плавать ребенка посреди озера. Утонуть не дадут, но страх воды может остаться на всю жизнь. Так же ошибочно сводить подготовку к школе только к набору определенного количества знаний.
Нельзя отрицать, что развитие умственных способностей, уровень овладения программой детского сада имеет большое значение при подготовке детей к школе. Но это далеко не те знания, которые определяют успешность обучения. Важно не просто дать ребенку конкретные знания, а сформировать готовность к получению новых, умение оперировать ими, рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, отстаивать свою точку зрения. Вопреки частому мнению родителей научить читать и писать дошкольника для опытного специалиста не составит труда. Но даже при наличии у ребенка этих умений, ему будет трудно учиться, если не сформирована готовность к социальной позиции школьника.
Сегодня интересующимся родителям не составит труда узнать о тех знаниях, которыми должен овладеть ребенок к окончанию детского сада. Сложнее дело обстоит с психологической готовностью к школе.
Спросите выпускника детского сада: «Ты хочешь в школу?» Возможны два варианта ответа – да и нет. Ответ «не знаю» относится к категории отрицательных. Потом спросите почему. Последовавший ответ будет ключевым. Ответ, который определяет готовность ребенка к школе – это желание учиться и получать новые знания. Все остальное относится либо к внешним атрибутам (новый портфель, модный пенал или дорогой подарок от родителей), либо к желанию получить новый статус (я взрослый, я ученик, буду учиться на одни пятерки), либо к игре (будет много друзей, я буду играть).
Как сделать букет для учителя своими руками – мастер-класс от известного дизайнера и флориста Кирилла Лопатинского. Смотрите видео!.. Видео по теме
Ребенок не хочет в школу
Кроме психофизиологических причин, таких как отставание в развитии, серьезные физические ограничения для обучения, часто причиной нежелания учиться является психологическая неготовность дошкольника или просто неправильное воспитание в семье, неверный настрой на учебу.
Психологическая неготовность проявляется в нежелании менять игру на занятия. Если ребенок не хочет в школу, потому что в ней нужно учиться, а не играть, возможно, он не «наигрался» и с поступлением в первый класс стоит повременить.
А если ребенок владеет нужным «набором» знаний и умений для обучения, а отказ мотивирует тем, что в школе трудно учиться и он будет получать двойки, это повод задуматься о взаимоотношениях, которые существуют в семье. Вероятно, родители слишком строги к ошибкам дошкольника и ругают за малейшие промахи.
Запугивание тоже не способствует желанию ребенка учиться. Если дошкольник часто слышит, что в школе его будут наказывать, учитель не даст спуску, никто не будет дружить с таким как он, то будущий первоклассник оказывается в тяжелой ситуации – не пойти в школу он не может физически, а идти не хочет, чтобы не столкнуться с теми ужасами, о которых слышит. И дети начинают болеть, чтобы пропускать занятия.
Не менее важным при подготовке к школе является развитие эмоционально-волевых качеств личности. На уроках придется сидеть определенное количество времени, прилагать усилия, чтобы сделать трудное и непонятное, контролировать свои эмоции и порывы.
Советы родителям
• Узнайте у психолога об особенностях развития вашего ребенка, чтобы подкорректировать нужное. Развивайте дошкольника физически.
• Не запугивайте ребенка школой, оценками и учителями. Настраивайте его положительно.
• Научите ребенка поддерживать порядок на рабочем месте.
• Придерживайтесь режима дня.
• Поиграйте с ребенком в школу, разыграв возможные школьные ситуации.
• Одновременно со школой не отдавайте ребенка в секции дополнительного образования. Это нужно делать либо за год до поступления, либо через год после.
• Сравнивайте ребенка только с самим собой, а не с другими детьми.
• Будьте терпимы к ошибкам, оценивайте не результат, а старания ребенка и школьные годы на самом деле станут для него чудесными!
С началом учебного года!