Если ребенок не хочет учиться

Если ребенок не хочет учиться

Если ребенок не хочет учиться
Почему сын или дочка не хотят получать новые знания, и как решить эту проблему?

Ребенок не хочет учиться? С такой проблемой сталкивались многие родители, и это один из самых распространенных поводов, почему прибегают к помощи детского психолога.


Очень часто нежелание учиться становится не разовым отказом от похода в школу или выполнения домашнего задания, а настоящей проблемой, которая приводит не только к снижению успеваемости, но и к конфликтным ситуациям в семье, постоянному эмоциональному напряжению и у ребенка, и у родителей. Необходимо помочь ребенку, и начинать нужно с тщательного анализа ситуации и поиска причин негативного отношения ребенка к учебе.


Первая возможная причина кажется очевидной, однако о ней чаще всего забывают, разбирая ситуацию: ребенку может быть просто не интересно учиться. Учебная деятельность это настоящий труд, но ни один школьник не способен хорошо учиться только на чувстве долга, изучаемый материал и процесс обучения должны быть актуальными и увлекательными для ребенка. Итак, если школьник не хочет учиться, задумайтесь о том, делают ли педагоги и вы достаточно для того, чтобы учеба для ребенка была интересным делом.


Это во многом зависит от возраста ребенка. Так учебная деятельность младшего школьника и особенно первоклассника должна включать много игровых методов, соревновательных моментов, в то время как в учебном процессе подростков должно быть место групповым дискуссиям, проектной деятельности. Сложно ожидать, что ребенок будет хотеть учиться, если материал подается сухо, неинтересно, в форме монолога и явно неинтересен самому педагогу.


Заинтересовать своим учебным предметом – одна из важнейших задач педагога, но и родители в силах делать учебу ребенка более интересной и разнообразной. Скучная тема по биологии может показаться увлекательной после посещения подходящего музея, однообразное решение математических задач можно превратить в домашнюю викторину, а изучать историю будет интереснее, если посмотреть хороший фильм про данную историческую эпоху и так далее.


Другая причина негативного отношения ребенка к учебе связана с ситуацией, когда у ребенка не получается учиться достаточно хорошо. Если мы чего-то не понимаем, не справляемся, если мы неуспешны в какой-то деятельности, у нас, естественно, постепенно пропадает всякое желание ею заниматься. Часто на это не обращают внимания по причине того, что низкая успеваемость воспринимается исключительно как нежелание учиться, но не наоборот.


На самом же деле, довольно часто все начинается именно с неуспеваемости. Ребенок может не понять какую-то одну тему из программы, а после этого имеет трудности и с последующими темами, либо изначально программа слишком сложна для ребенка и не соответствует его индивидуальным и возрастным возможностям.


Для того, чтобы найти и устранить проблемы в знаниях и разобраться со спецификой усвоения конкретной учебной программы, нужно воспользоваться консультацией грамотного педагога, репетитора или дефектолога. Полезно подключить и школьного психолога, чтобы продиагностировать, нет ли у ребенка сложностей с памятью, вниманием, мышлением, речью.


Иногда обучение построено так, что фиксирует внимание на неудачах и ошибках, не создавая ситуацию успеха для школьника. В таком случае важно обсудить ситуацию с учителем, а также самостоятельно создать условия для ощущения успешности - например, начать вместе с ребенком вести дневник успехов, отмечая малейшие его достижения, сравнивая их не с достижениями других детей, а с его собственными.


Еще один важный момент, наиболее тесно связанный именно с позицией родителей. Ребенок не хочет учиться, когда не воспринимает учебу как свое дело, когда у него не сформирован внутренний мотив и ответственность за свою учебную деятельность. А это чаще всего происходит тогда, когда родители по тем или иным причинам не воспитывают у ребенка чувство ответственности за его учебу, продолжая контролировать школьные дела ребенка или даже делать их вместо ребенка тогда, когда это уже совершенно не требуется

Евгения Лепешова

Психолог

Соответственно, ребенок, который учится «для мамы», хочет учиться ровно до тех пор, пока у него хорошие отношения с мамой. Как только эта связь ослабевает – желание ходить в школу у ребенка резко пропадает.


Последняя группа причин, о которых хотелось бы сказать – это ситуации, когда ребенок не хочет учиться, потому что ему попросту не до учебы. И здесь возможен целый спектр вариантов. Конфликты в семье, развод родителей, подростковые влюбленности, физическое недомогание, сложные отношения с одноклассниками, непонимание с учителем - все эти ситуации настолько сильно поглощают все внимание ребенка, что ресурсов на учебу просто не остается, она отходит на второй план. И если в подростковый период некоторое снижение роли учебы в жизни ребенка соответствует возрастным нормам, то в младшем школьном возрасте говорит о том, что ребенок переживает достаточно сильный стресс, и ему нужно помочь справиться с ним, только тогда он сможет тратить свои психологические ресурсы на учебную деятельность.


А задача родителей внимательно и уважительно относиться к проблемам ребенка и быть рядом в трудную минуту.

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню