От звонка до звонка…
Ребенка с самого маленького возраста преследуют разные с виду безобидные, легко переживаемые, на первый взгляд, напасти. Я не имею в виду насморки и простуды, злобных, «нехороших», девочек, или забияк или малолетних «гопников»... Дело в том, что все годы, начиная с получения «Звездочки первоклассника», от первого 1-го сентября до «Последнего звонка» наши дети участвуют в невидимом противостоянии на невидимом фронте против системы образования, учителей и одноклассников! Конечно, если они не сдаются и не втягиваются в этот губительный круговорот.
Евгений Гришковец в своей удивительной пьесе «Как я съел собаку» очень точно передал первые ощущения первоклашки от школы: «Ты еще не знаешь, что учительница тебя ненавидит. Нет, не потому, что ты такой или сякой. А просто она тебя сильно не любит. Ты еще не догадываешься, что тебя могут не любить».
Учителей винить в этом не стоит – это люди с красными от недосыпа глазами, погрязшие в заполнении таблиц, форм, отчетов, занятых днями и ночами подготовкой, спущенных сверху, идущих нескончаемой чередой, формальных мероприятий. Учителям, собственно, учить детей некогда. Им бы успеть все бумажки заполнить.
К формализму, двойным стандартам и генетической «показухе», пропитавшей наши школы, даже малышня быстро привыкает. Дети в общей своей разношерстной массе тонко устроенные душевные медиаторы и исключительные по своей чуткости психологи. Они моментально, инстинктивно, распознают фальшь и нелюбовь, теряют интерес к учебе, потеряв интерес к педагогу.
О друзьях – товарищах
Одноклассники – не самая приятная аудитория даже на общеизвестном интернет-сайте. Как и сверстники вообще, в детстве одноклассники часто становятся друзьями, иногда – врагами, но всегда остаются соперниками. Класс - первая форма конкурентного общества, в котором ребенку придется научиться выживать. Это совсем не группа в добром и ласковом детском садике. К классу придется адаптироваться, находить свою нишу или ступени, по которым начать карабкаться вверх. Моим детям повезло: они – самодостаточные близнецы, им не было нужды дружить с кем-то против кого-то. Но обычному ребенку приходится всегда решать с кем дружить, общаться, играть, ходить в кружки, секции, факультативы. Самоопределяться, каждый день выбирать свое место в социуме – задаче не из простых.
В большинстве своем дети относительно богатых или средне обеспеченных родителей и мигрантов ходят вместе в одни и те же муниципальные (читай - государственные) школы. В крупных городах редко, где можно встретить сейчас детей в школах одного социального «среза». Разные достаток, мировоззрение, возможности, языки, культуры мешают педагогам выстроить и без того запутанный учебный процесс.
Знание – сила
Что бы ни утверждали скептики, умный человек имеет больше шансов найти свое место в жизни. И хотя «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», как гласит Книга Екклесиаста, с этим утверждением трудно согласиться, если мы говорим о воспитании детей.
- Мы должны быть уверены сами, что ум, знания, развитые творческие способности всегда дадут нашему ребенку необходимый для успеха в жизни кругозор, способность принимать верные решения, сформируют его активную жизненную позицию. Эту веру в силу знания без устали и без страха нужно внушать детям.
- Одним внушением ограничиваться не стоит. Подкрепляйте усилия ребенка своим личным участием в делах ребенка, подставляйте крепкое мамино или надежное папино плечо.
- Вникайте искренне в проблемы ребенка. Если ребенок не успевает по какому-то предмету – ищите педагогов-репетиторов. Как правило, даже школьные учителя, простимулированные «материально» и нацеленные на повышение уровня знаний конкретного ребенка, начинают совсем по-другому преподавать свои предметы. У нас в семье количество репетиторов по обычным школьным предметам доходило в общей сложно до семи! Что мы только не подтягивали – геометрию, алгебру, физику, химию.
- Читайте с детьми каждый день, и будет огромный толк, пишите сочинения-изложения! И не только в начальной школе. Самые отчаянные годы школьные годы у детей с 11 лет до 16, самые тяжелые классы – с пятого по девятый. В старшей школе дети уже не учатся, а зубрят параграфы ЕГЭ и ходят на подготовительные курсы ВУЗов.
И помните, любые попытки понадеяться на школу, переложить проблемы воспитания детей на замученных реформами педагогов, обернутся провалом. Кому-кому, а учителям уж точно сейчас не до наших проблем детей.