Домашний папа: Школьники. Бойцы невидимого фронта

Домашний папа: Школьники. Бойцы невидимого фронта

Домашний папа: Школьники. Бойцы невидимого фронта
Мои соседи – школьные учители, родня – через одного преподаватели, да и сами мы с женой в разные годы что-то преподавали в школе. Мы – недоучившиеся педагоги, в молодости поступившие и бросившие свои пединституты. Возможно, именно потому, что дела, творящиеся внутри маленькой системы народного образования, в которой вращались наши дети, не была для нас секретом, мы никогда особых надежд на школу не возлагали…

Школьники. Бойцы невидимого фронта
От звонка до звонка…

Ребенка с самого маленького возраста преследуют разные с виду безобидные, легко переживаемые, на первый взгляд, напасти. Я не имею в виду насморки и простуды, злобных, «нехороших», девочек, или забияк или малолетних «гопников»... Дело в том, что все годы, начиная с получения «Звездочки первоклассника», от первого 1-го сентября до «Последнего звонка» наши дети участвуют в невидимом противостоянии на невидимом фронте против системы образования, учителей и одноклассников! Конечно, если они не сдаются и не втягиваются в этот губительный круговорот.

Евгений Гришковец в своей удивительной пьесе «Как я съел собаку» очень точно передал первые ощущения первоклашки от школы: «Ты еще не знаешь, что учительница  тебя ненавидит. Нет, не потому, что ты такой или сякой. А просто она тебя сильно не любит. Ты еще не догадываешься, что тебя могут не любить».

Российская школа погрязла в реформах. Никто еще не знает толком, правда, какие именно из преобразований принесут успех и сделают обучение более творческим и эффективным. Но мне что-то подсказывает - в фундамент нынешних реформ положены принципы формализации, типа введения итоговых тестов ЕГЭ, в результате из школы уходит творчество, ей будет все больше не хватать любви, души и подвижничества.

Владимир Сарана

Домашний папа

Учителей винить в этом не стоит – это люди с красными от недосыпа глазами, погрязшие в заполнении таблиц, форм, отчетов, занятых днями и ночами подготовкой, спущенных сверху, идущих нескончаемой чередой, формальных мероприятий. Учителям, собственно, учить детей некогда. Им бы успеть все бумажки заполнить.

К формализму, двойным стандартам и генетической «показухе», пропитавшей наши школы, даже малышня быстро привыкает. Дети в общей своей разношерстной массе тонко устроенные душевные медиаторы и исключительные по своей чуткости психологи. Они моментально, инстинктивно, распознают фальшь и нелюбовь, теряют интерес к учебе, потеряв интерес к педагогу.

О друзьях – товарищах

Одноклассники – не самая приятная аудитория даже на общеизвестном интернет-сайте. Как и сверстники вообще, в детстве одноклассники часто становятся друзьями, иногда – врагами, но всегда остаются соперниками. Класс - первая форма конкурентного общества, в котором ребенку придется научиться выживать. Это совсем не группа в добром и ласковом детском садике. К классу придется адаптироваться, находить свою нишу или ступени, по которым начать карабкаться вверх. Моим детям повезло: они – самодостаточные близнецы, им не было нужды дружить с кем-то против кого-то. Но обычному ребенку приходится всегда решать с кем дружить, общаться, играть, ходить в кружки, секции, факультативы. Самоопределяться, каждый день выбирать свое место в социуме – задаче не из простых.

В большинстве своем дети относительно богатых или средне обеспеченных родителей и мигрантов ходят вместе в одни и те же муниципальные (читай - государственные) школы. В крупных городах редко, где можно встретить сейчас детей в школах одного социального «среза». Разные достаток, мировоззрение, возможности, языки, культуры мешают педагогам выстроить и без того запутанный учебный процесс.

Знание – сила

Что бы ни утверждали скептики, умный человек имеет больше шансов найти свое место в жизни. И хотя «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», как гласит Книга Екклесиаста, с этим утверждением трудно согласиться, если мы говорим о воспитании детей.

- Мы должны быть уверены сами, что ум, знания, развитые творческие способности всегда дадут нашему ребенку необходимый для успеха в жизни кругозор, способность принимать верные решения, сформируют его активную жизненную позицию. Эту веру в силу знания без устали и без страха нужно внушать детям.

- Одним внушением ограничиваться не стоит. Подкрепляйте усилия ребенка своим личным участием в делах ребенка, подставляйте крепкое мамино или надежное папино плечо.

- Вникайте искренне в проблемы ребенка. Если ребенок не успевает по какому-то предмету – ищите педагогов-репетиторов. Как правило, даже школьные учителя, простимулированные «материально» и нацеленные на повышение уровня знаний конкретного ребенка, начинают совсем по-другому преподавать свои предметы. У нас в семье количество репетиторов по обычным школьным предметам доходило в общей сложно до семи! Что мы только не подтягивали – геометрию, алгебру, физику, химию.

- Читайте с детьми каждый день, и будет огромный толк, пишите сочинения-изложения! И не только в начальной школе. Самые отчаянные годы школьные годы у детей с 11 лет до 16, самые тяжелые классы – с пятого по девятый. В старшей школе дети уже не учатся, а зубрят параграфы ЕГЭ и ходят на подготовительные курсы ВУЗов.

И помните, любые попытки понадеяться на школу, переложить проблемы воспитания детей на замученных реформами педагогов, обернутся провалом. Кому-кому, а учителям уж точно сейчас не до наших проблем детей.

 

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню