Слово всесильно... Благодаря слову, как известно, можно человека воодушевить на подвиг, а можно навсегда отбить охоту чем-либо заниматься. Не вдаваясь в глубины и тонкости такой хитрой и чрезвычайно модной в последнее время науки, как нейролингвистическое программирование, хочется дать несколько советов родителям о том, чего никогда нельзя говорить первоклашке.
- Не безобразничай, а то учитель накажет. Будь осторожнее, в школе есть агрессивные мальчики. В столовой будь внимательнее, там может быть плохая еда.
Нельзя настраивать ребенка на то, что окружающая его в школе среда будет к нему враждебна и может причинить ему страдания. Ребенок будет настроен на сопротивление, «закроется», приготовится к защите, вместо того, чтобы открыться.
- Давай почитаем, а то придешь в школу, а другие ученики будут читать лучше.
- Учись только на пятерки. Надеюсь, тебе не будет там скучно... Давай сегодня позанимаемся, а то завтра ты можешь не справиться...
Учеба должна приносить удовольствие. Это процесс постижения нового, своего рода – приключение.
- Слушай учительницу внимательно, не вертись, не отвлекайся на уроках!
По сути это угрозы или простой набор фраз. Ребенок и так – в силу новизны для него школы – будет внимателен, а дальнейшее его внимание зависит прежде всего от профессионализма педагога.
- Я в школе плохо учился, не повторяй моих ошибок!
Эта фраза — самая большая ошибка, которую может допустить папа! Она раскроет вашему ребенку главную причину всех его проблем.
Отцовское строгое слово или мамино ласковое нашептывание формирует не только отношение маленького человечка к окружающему миру, но и его психику, сознание и подсознание. Если быть честным, мы, родители, в отношениях с собственными детьми очень редко бываем политиками, еще реже - дипломатами. И за речью своей следить впопыхах не успеваем, полагаясь, что она всегда будет правильно истолковано ребенком – ведь мы априори желаем своим детям добра, они же должны это понимать. На практике нашему слову верят, если мы его держим, ему доверяют, если оно подкреплено делами. Нужно быть очень аккуратными со словами, которые мы говорим детям, обещаниями, которыми мы их уговариваем. Ведь наше слово, образно говоря, совсем «не воробей», а скорее пушечное ядро, которое или защищает ребенка, или разрушает его. Но в любом случае, то, что мы говорим ребенку, всегда попадает в цель.