Детей, которые выделяются на фоне всего коллектива - в детском саду, школе, кружке - обычно называют "белыми воронами". Ваш ребенок попал в эту категорию? Плохо это или хорошо? Попробуем разобраться.
Все мы изначально разные, отличаемся внешностью, речью, характером и так далее. Почему уже в школьном коллективе из самых разных детей образуется некоторое условное большинство, а некоторые явно выделяются, привлекая к себе внимание, часто негативное?
«Белые вороны» впервые появляются в школьных классах, но наиболее очевидной становится эта проблема в коллективах подростков. При этом некоторые родители дошкольников тоже иногда переживают, что их ребенок – «белая ворона». Дошкольники, действительно, могут чем-то выделяться из большинства сверстников, но лишь в глазах взрослых, дети в этом возрасте еще не обращают внимания на подобные моменты.
Если вам кажется, что ваш ребенок в классе стал «белой вороной», первое, что нужно сделать, убедиться в своих наблюдениях. Родители не имеют возможности наблюдать за повседневной жизнью класса и общением детей, поэтому для полной картины обязательно доверительно общайтесь с педагогами, классным руководителем. Составить профессиональное мнение об отношениях в коллективе поможет также школьный психолог. И, конечно, обсудите ситуацию с самим ребенком. Комфортно ли ему в коллективе, чувствует ли он себя его частью, не относятся ли к нему как-то особенно – важно задавать эти вопросы мягко, прислушиваясь к эмоциям ребенка.
Если подозрения оправдались, разберитесь с тем, чем ваш ребенок так отличается от большинства. Возможно, в ваших силах повлиять на положение дел. Если проанализировать ситуацию в детских коллективах, можно выделить несколько «типичных белых ворон».
- «Маменькин сынок». Ребенок, которого очень опекают родители или бабушки. Его приводят в класс и встречают, звонят на переменах, носят его портфель и вместо него узнают у одноклассников домашнее задание. В первом-втором классе такая опека еще относительно нормальна, но уже пятиклассник в такой ситуации зачастую становится объектом насмешек.
- «Ботаник». Ребенок, который все свое время и внимание уделяет учебе, старательно выполняет все задания учителя и даже больше, тогда как другие ребята не прочь иногда отвлечься, поозорничать, схалтурить и, в целом, нашли в школе другие интересные занятия помимо учебы.
- «Правильный». Всегда вежливый, никогда не грубит, не нарушает школьных правил, даже если об этом никто не узнает, никогда не станет участвовать в коллективном побеге с урока или организации какого-то розыгрыша учителя.
Кроме того, стать «белой вороной», особенно в коллективе подростков, можно и слушая не ту музыку, одеваясь не в ту одежду, используя не те слова.
При этом важно отметить, что в каждом коллективе причины эти могут быть разными, в зависимости от того, какие нормы и ценности сложились в группе. К примеру, «ботаник» может стать «белой вороной» в обычном школьном классе и оказаться среди большинства в «продвинутой» гимназии. Соответственно, и один из вариантов решения напрашивается сам собой – перевод ребенка в другой класс или школу, где в коллективе будут иные нормы и правила. Но это не всегда лучший выход. Иногда гораздо правильнее помочь ребенку найти свое место в коллективе или способствовать тому, чтобы сам коллектив менялся и развивался.
«Белая ворона» - не всегда негативный персонаж, не всегда то же самое, что изгой. Нередки ситуации, когда такого неординарного сверстника уважают и даже считают гордостью класса, если он обладает какими-то особыми талантами. Поэтому так важно разобраться, как сам ребенок ощущает себя в этой роли. Кому-то комфортно дистанцироваться, а кто-то многое отдал бы, чтобы быть похожим на сверстников, но не знает, как это сделать. Один слушает другую музыку, потому что она ему, действительно, нравится, и такому ребенку нужно помочь не чувствовать себя из-за этого ущербным (к примеру, помочь подростку найти альтернативный коллектив таких же поклонников этого музыкального направления). А другой хотел бы, к примеру, одеваться в том же стиле, что его сверстники, но у него нет подходящих вещей. А третий ребенок специально во всем противоречит коллективу не потому, что это его реальные предпочтения, а потому что нашел такой способ привлечь к себе внимание. Иногда сказывается и влияние родителей, с ранних лет твердящих ребенку о том, какой он особенный и насколько сверстники ему «не чета».
И в каждой ситуации подход будет разным. Но главное и основное правило - не стоит специально акцентировать внимание ребенка на его "нестандартности" и лично воспринимать это как недостаток. Если в семье ребенка понимают и любят, то отношения с коллективом рано или поздно сложатся, когда он немного подрастет.