Вернуть деньги в кассе РЖД за ненужный билет оказывается очень непросто. Так что прежде чем отменять поездку к маме, переносить отпуск, или, не дай Бог, предпочесть самолет поезду, не один раз подумайте, а лучше перечитайте условия возврата вашего билета. Наш эксперт Петр Образцов выяснил, сколько мы теряем, отказываясь от услуг РЖД.
Это было давно, еще в СССР. Однажды я заблудился в бесконечных подземных переходах Курского вокзала и вышел на нужную платформу лишь минут через 20 после отхода «скорого». Очень переживал. Однако довольно быстро в кассах того же вокзала билет поменяли на завтра, причем практически задаром. Мне повезло – в те годы купить билет на юг было непросто, а на юге приходилось занимать очередь за обратным билетом сразу же, в день приезда. Ничего себе отдых!
Сейчас все проще. Билет все равно стоит покупать заранее, но это уже не такая большая проблема. Изменилась страна и вид экономики, но осталась практически той же реальная жизнь обычного человека. По-прежнему можно опоздать на поезд, заболеть, изменить свои планы или вообще раздумать ехать на Украину, ставшую теперь заграницей. И естественно, хочется вернуть деньги за неиспользованный билет. На этот случай наши родные РЖД предъявляют странствующим и путешествующим собственные правила этого возврата. Они не такие и жестокие, как можно было бы предположить, учитывая монопольное положение РЖД на рынке железнодорожных услуг.
Итак, вы не опоздали, а просто решили не ехать. И направляетесь в кассу возврата – на крупных вокзалах они всегда есть, на простецких станциях их функцию выполняют обычные билетные кассы. Естественно, нужно предъявить сам билет и ваши документы, но и тут РЖД благородно (я не иронизирую!) разрешает отправиться в кассу не обязательно несостоявшемуся пассажиру, а его доверенному лицу – могли же вы, в конце концов, просто приболеть или по приказу начальника срочно отправиться в Тулу за самоваром для презентации? В этом случае нужно только оформить доверенность на жену или кого угодно, причем обращаться к нотариусу не обязательно. А куда? Да хоть бы к своему начальнику, но это отдельный вопрос и не будем сейчас на нем останавливаться. Важно только добавить, что при возврате билетов за границей, например, на той же Украине, вам должны выдать квитанцию о возврате, но деньги вы получите только дома.
Казалось бы, а зачем? Вернемся домой и там все и проделаем. Но нет, не стоит – вернетесь-то вы из Ялты только через пару недель, а сумма возвращаемых денег тем больше, чем раньше вы займетесь этой процедурой. Это, пожалуй, самый важный аспект проблемы. Например, если вы возвращаете билет Симферополь-Москва, то имеет смысл сесть в Ялте на троллейбус до столицы Автономной Республики Крым так, чтобы оказаться у кассы не позднее 8 часов до отправления поезда – тогда вам вернут ВСЮ стоимость билета, до копейки. В этом смысле отдыхать в Севастополе или Феодосии выгоднее, туда поезд подходит чуть ли не прямо к пляжу.
Впрочем, так называемый сбор за возврат все-таки вычтут (сейчас это чуть больше 140 рублей). И уточним терминологию. То, что обычно называется билетом, на самом деле – проездной документ, состоящий из собственно билета и так называемой плацкарты. В стоимость билета включены только расходы на локомотивную тягу (работа электровоза или паровоза) и инфраструктуру железных дорог (рельсы, станции, связь и т.д.).
А что это за плацкарта такая, невиданная в странах развитого капитализма? Зачем придумано продавать не просто один-единственный проездной документ – красиво оформленный билет, как, например, в любой авиакомпании?
Так вот, плацкарта – это наше национальное достояние, почти национальная идея. Когда-то, при царе Горохе продавался билет плюс такая карточка с указанием места (плацкарта, от немецкого «карточка на место»), на котором вам предстояло лежать/сидеть всю дорогу. Билет без плацкарты, то есть без места, разрешал вам только войти в вагон, а успеете ли вы занять какое-нибудь место или нет – ваши проблемы. Сейчас такая практика сохранилась только для электричек и общих вагонов поездов дальнего следования, хотя кое-где могут продать билет без плацкарты (без места) и в плацкартный вагон, в котором «купе» лишено двери и имеются чудовищные боковые места. Вообще-то такая практика – некоторое нарушение Закона о защите прав потребителей (ЗЗПП), но какие могут быть споры с РЖД на станции Тайга-сортировочная?
Так что сейчас плацкарта − это не тип вагона (СВ, мягкий, купейный, плацкартный, общий, с местами для сидения). Это вовсе не право/обязанность ехать именно в плацкартном вагоне, хотя часто так думают, а РЖД упорно продолжает запутывать пассажиров и продает билет с плацкартой в вагоны самых разных типов.
На самом деле под плацкартой понимается вид тарифа (господи, ну зачем это словоблудие!) и самое интересное, что стоимость плацкарты дьявольски тайно включена в стоимость проездного документа и вы далеко не всегда знаете, сколько же стоит именно плацкарта. А ее стоимость может составлять от 30 до 80% стоимости проездного документа, и это еще не предел, в фирменных поездах этот процент еще выше! Вот и думай тут, надо ли для возврата трястись в троллейбусе из Ялты, ведь билет в троллейбусе – нормальный билет, с местом! – до Симферополя тоже стоит денег, и не таких уж маленьких! Поэтому если вы подозреваете, что проездной документ придется возвращать, постарайтесь заранее выяснить, сколько стоит плацкарта.
В принципе, в этой ситуации тоже можно разглядеть некоторое нарушение ЗЗПП. В статье 32 этого закона говорится:
Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора … об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Ну хорошо, стоимость плацкарты еще можно считать фактически понесенными расходами компании или неполученной выгодой (поезд едет с одним пустым местом), но оставшуюся часть стоимости проездного документа можно было бы и вернуть, даже если вы возвращаете этот документ через месяц. Однако если стоимость плацкарты составляет столь огромную часть от стоимости проездного документа, то хлопотать незачем. Хотя если кто-нибудь из принципа решил бы заняться этим муторным делом и обратился в суд, да и выиграл его, то можно было бы требовать от РЖД изменения своих правил возврата.
Итак, за 8 и более часов до отправления поезда – ВСЯ общая стоимость проездного документа (билет + плацкарта).
Но уже за 2 – 8 часов до отправления вычтут 50% стоимости плацкарты.
За менее чем 2 часа до отправления, а также в течение первых 12 часов после отправления поезда – минус 100% стоимости плацкарты.
Позже вернуть деньги не удастся вообще, за исключением особых случаев. А именно, если возвращаете проездной документ в течение 5 суток после отправления по причине несчастного случая или болезни – вернут только стоимость билета без 100% плацкарты. И то по справке.
Отдельный вопрос – возврат электронного билета, который вы заказали по интернету. (В данном случае под термином «билет» понимается все тот же проездной документ). Другими словами, у вас ничего нет, кроме эсэмэски с личным кодом, который вам должна прислать железнодорожная компания после заказа. Заплатить за билет можно в специальных терминалах или салонах сотовой связи, карточками или наличными, со счета в банке или электронными деньгами. На вокзал нужно приезжать только в день отъезда, предъявить этот 14-значный код и свой паспорт и получить бумажный билет (проездной документ).
Если вы захотите его вернуть – придется сначала проделать ту же операцию, то есть поехать на вокзал, получить бумажный билет и уже с ним отправляться в кассу возврата. Вернут деньги точно так же и столько же, как и в случае обычного проездного документа с запрятанной в нем плацкартой, однако с одним важным исключением. Если вы уже прошли регистрацию своего электронного билета, то ее необходимо сначала отменить (на сайте компании или прямо на вокзале), но не позже, чем за 1 час до оправления поезда. Позже нельзя, и сдать билет тоже уже не получится.
Вернут деньги тем же способом, что вы использовали при оплате электронного билета (на карточку, наличными и т.д.), однако почему-то в течение от 7 до 30 дней после возврата. Трудно сказать, является ли такое правило прямым нарушением ЗЗПП (например, статьи 31), однако 30 дней – это явный абсурд для такой богатейшей организации, как ОАО «РЖД». Вернут не все деньги, а еще и вычтут за какие-то комиссионные и сервисные услуги, хотя вообще-то покупка билетов по интернету облегчает работу РЖД.
Правила РЖД прописаны достаточно четко, так что при их адекватном исполнении вы получите все те деньги, которые вам положены. Поэтому и не должно возникать никаких споров и отказов со стороны возвращающей стороны. Однако если вы уверены, что четко соблюдаете утвержденные ими же правила, а конфликтная ситуация все-таки возникла (то есть деньги не хотят отдавать), то следует немедленно обращаться к начальнику вокзала, а при его отсутствии − описать эту ситуацию в заявлении, указать дату и время, собрать подписи пары свидетелей (кассирша наверняка откажется подписать, но на вокзале народ всегда есть) и отправить одну копию в Приемную ОАО «РЖД» по адресу Москва, Новая Басманная, д.2. Можно и обратиться по интернету непосредственно к президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину на его блог http://v-yakunin.livejournal.com. Но скорее всего до этого не дойдет, и деньги вам обязательно вернут.
А теперь выводы. 1. Не опаздывайте на поезд. 2. Как можно скорее возвращайте неиспользованный проездной документ. 3. Разузнайте заранее, сколько стоит плацкарта. 4. Старайтесь не переносить свои планы на отдых. 5. В конце концов, не болейте, не стойте под стрелой и не переходите улицу на красный свет во избежание несчастного случая. А на юге не заплывайте за линию буйков!