Скажите, Юра, программа «Знакомьтесь: мужчина!» – ваш первый телевизионный опыт? Впервые стали телеведущим?
Впервые! Признаться честно, всегда считал телевидение низшим слоем культурной пыли. Телевизор дома у меня стоит, но по назначению не используется. Зачем королям настоящего искусства смотреть телевизор. (Смеется – Ред.) Шутка.
Так-то оно так, но не совсем. Если поскрести по недельной программе федеральных каналов, по часу приличной продукции в день набрать можно. Желаю войти в этот список и вашей программе. Правда, аннотация на сайте «Домашнего» меня несколько напрягла. «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» – это понятно, передачу делают мужчины специально для женщин – интересный ход, но вот фраза «в программе рассматривают межполовые отношения» как-то по-медицински звучит, не находите? А уж ваше высказывание, цитирую: «Мы роемся в чистом и обязательно грязном белье» меня просто шокировала. Канал «Домашний» отродясь не рылся в грязном белье!
Не знал, что вас можно так легко шокировать. Извините за это. Но вообще это была ирония! Вы просто не дочитали, дальше там написано: «обсуждают разные ситуации, анализируют, иронизируют».
В передаче вы работаете переводчиком с мужского на женский? Ваша задача?
В каждом выпуске – два эпизода, в каждом эпизоде – два взгляда на одну ситуацию, мужской и женский. Все это разыгрывают актеры, каждый после сценки от имени героя излагает свое видение. Комментирует ситуацию психолог, и отдельно комментирую ее в студии я, шучу, вернее стараюсь это делать по возможности, даю оценки... Это не совсем, конечно, импровизация – есть прописанный сценарий. Тяжеловатая, на мой взгляд, структура, но неплохая идея, если учесть, что вся наша жизнь есть отношения, причем, основополагающие – между мужчиной и женщиной. Вот, например, только что я был на благотворительном музыкально-драматическом спектакле под названием «Признание в любви» и нахожусь под очень большим впечатлением.
Речь о спектакле благотворительного фонда Евгения Миронова на основе переписки Петра Чайковского и Надежды фон Мекк?
Да-да, именно. Эта переписка, она наполнена такими глубокими чувствами – невероятно! 13-летний роман в письмах между двумя людьми, которые никогда не встречались в жизни... Чайковского играет Женя Миронов, фон Мекк – Ксения Раппопорт, все это под живой филармонический оркестр с Владимиром Спиваковым.
Однако – лучшие из лучших, можно себе представить, что получилось. А вы не видели фильм Игоря Таланкина «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским и Антониной Шурановой? Номинация на «Оскар» 1971 года в категории «Лучший иностранный фильм».
Нет, но обязательно посмотрю.
Кстати, о кино. Посмотрела вашу фильмографию – батюшки-светы: «В августе 44-го», «В июне 41-го», «Дети Арбата», «Статский советник», «Герой нашего времени», «Кука», «Распутин» – с кем вам посчастливилось работать! Дина Корзун, Константин Хабенский, Владимир Машков, Ксения Раппопорт, Никита Михалков, Инга Стрелкова-Оболдина, Олег Меньшиков, Жерар Депардье, наконец. Вы понимаете, какой вы везунчик?
Вы еще не всех режиссеров назвали, с которыми мне посчастливилось работать. А также вы не назвали тех режиссеров, с которыми и врагу не пожелаешь работать. такое тоже было, поверьте мне. Но с другой стороны и режиссерам не всегда везет с нами, артистами. Не все подходят друг другу.
Правда, мало кому так везет с самого начала – вы еще и возраста Христа не достигли, а уже столько всего имеете в активе. Это правда, что вы поступили в Щукинское училище в 15 лет?
Спасибо, конечно, на добром слове. Да, я ранний – окончил школу в пятнадцать лет экстерном и сразу поступил в Щукинское театральное училище. И скажу вам, что не стоит так рано учиться в институте. Ничего прямо такого выдающегося в этом нет.
А за что вам дали «Чайку»?
За роль Уэйна – это «Сладкоголосая птица юности» Теннесси Уильямса в «Современнике», до сих пор играем, десятый год пошел. Это спектакль Кирилла Серебренникова, партнерша моя там – Марина Неелова. Собственно, их – Серебренникова и Неелову – я считаю своими театральными наставниками: что я мог понимать в Щукинском училище в 15 лет!
Последовательны – «пруха» продолжилась и на театральном поприще. Еще была премия «Триумф», которую вместе с вами в тот год получили балерина Ульяна Лопаткина, режиссеры Марлен Хуциев и Кама Гинкас, актрисы Полина Кутепова, Инга Стрелкова-Оболдина, Ксения Раппопорт... Прошу прощения за личный вопрос, действительно ли моя любимая актриса Ксения Раппопорт – ваша жена и у вас есть общая дочка Соня?
Да.
Нет слов. Вы работаете в «Современнике»?
Не в труппе, на договоре. Я люблю театр как акт творчества, а не как систему, общую крышу и пр. Стремясь оградить свою свободу, я избегаю формальностей и обязательств. Еще в «Современнике» в «Грозе» Островского (режиссер Нина Чусова) сыграл любовника Катерины, Катерину играла Чулпан Хаматова, Кабаниху – Елена Яковлева, в театре имени Маяковского играю «Месяц в деревне» с Евгенией Симоновой.
Ну, назовите еще что-нибудь великое из вашего послужного списка и расстанемся.
Охотно: работу с Робертом Стуруа над ролью Ромео в спектакле «Ромео&Джульетта». Но прошу заметить, не мне оценивать результат. Я говорю о великих процессах, повлиявших на мою жизнь.
Какое счастье, что не каждое интервью кончается чувством зависти и приобретением комплекса неполноценности!