Принцип Поллианны

Принцип Поллианны

Принцип Поллианны
В обыденной жизни находится не так много поводов для радости… Но кто говорит, что для радости нужен повод? Даже в печальных событиях нужно уметь находить позитивные моменты – именно этому учит Поллианна, героиня одноименного романа-бестселлера Элинор Портер.

11-летняя Поллианна умела находить радость даже в самых печальных событиях
Потребность в радости – одна из самых важных для психологического комфорта. Но именно она, к сожалению, часто остается неудовлетворенной.

Почему?

Сознание человека устроено таким образом, что в первую очередь он обращает внимание на то, что склонен увидеть. А потому огромное значение в жизни играет готовность к радости – чем сильнее она выражена, тем выше способность человека испытывать  положительные эмоции.

Принцип Поллианны

История о бедной 11-летней сиротке растопила не одно черствое сердце. Роман Элинор Портер «Поллианна» давно стал классикой детской литературы. По нему даже сняли одноименный фильм. Сюжет мелодраматичен. Поллианна переезжает к тете после смерти отца. Та не рада девочке – она терпит ее лишь из чувства долга. Тяжело жить, когда тебя никто не любит. Но отец научил Поллианну необычной «игре в радость». Поэтому девочка способна радоваться тому, что другие могли бы посчитать наказанием, и даже в самых печальных событиях находит повод для благодарности судьбе. Вместо куклы прислали костыли – хорошо, что они не понадобятся… Это и есть принцип позитивного отношения к жизни, который стал краеугольным камнем американской популярной философии ХХ века.

В 1978 году психологи Матлин и Станг официально описали и ввели в обиход «принцип Поллианны», согласно которому люди склонны в первую очередь воспринимать положительную информацию.

Поллианна – вовсе не уникальный феномен. По сути, так устроены все дети. Они верят в чудеса, готовы к новому, умеют радоваться... Проблема только в том, что искренняя бурная радость ребенка редко встречает понимание взрослых. Куда чаще ребенка одергивают, говорят о необходимости быть тише, скрывать собственные эмоции.

В результате воспитания готовность к радости, изначально присущая любому ребенку, блокируется. С детства нас учат недоверию, страху, настороженности… Родителей можно понять – они пытаются защитить своих чад от опасностей окружающего мира. Но не теряет ли ребенок при этом больше, чем приобретает?

Что мы теряем?

В первую очередь – доверие к миру. Мир из прекрасного становится опасным. А у нас появляется благодатная почва для депрессий и неврозов, потому что держать непрерывную круговую оборону от мира тяжело.

Мы перестаем видеть прекрасное в повседневном. Максимум,  равнодушно отмечаем для себя, что осенняя листва нынче довольно приятного оттенка, но не радуемся этому.

Нам вообще становится сложно чему-либо радоваться – вот так, как в детстве, когда восторг перехлестывал через край. И тем более мы не можем радоваться просто так. Мы привыкли, что для этого нужен повод. И не просто повод, а веский аргумент.

К сожалению, готовность к радости тесно связана с умением жить счастливо – без одного нет другого. А это, согласитесь, уже серьезная потеря.

Жизнь в радость

Принцип Поллианны не имеет ничего общего с иллюзиями. Жить в радость – не значит вовсе не замечать негативных аспектов жизни, это значит по-другому расставлять приоритеты. Человек, ориентированный на позитивные эмоции, не ослеплен – он по-прежнему видит мир таким, какой он есть. Однако больше внимания уделяет положительным его аспектам, тогда как отрицательные просто принимаются к сведению. Как говорила Поллианна, когда ищешь, чему можно радоваться, на другое просто не остается времени.

До нитки промокнув под дождем, такой человек, конечно, отметит этот факт и даже подумает, что неплохо было бы принять меры, чтобы не простудиться. Однако куда большая часть его внимания будет занята созерцанием радуги на небе и искренним восхищением ее красотой.

Учимся радости

Готовность к радости можно развить. Для этого необходимо работать в двух направлениях:

1. Снятие установленного воспитателями блока на радость;
2. Работа над интенсивностью ощущений.

На практике это означает, что в первую очередь необходимо принять, что радоваться можно и нужно. Это нормально для человека любого возраста, и для этого вовсе не нужен какой-то особенный повод.

Читайте!

Часто принять это как норму помогают книги, герои которых не утратили остроты восприятия радости. Читая их, понимаешь, что жить так, должно быть, очень здорово. Например, рассказы Туве Янссон о Муми-троллях, книги Астрид Линдгрен. Позитивными качествами часто наделены герои юмористической прозы, как отечественной, так и зарубежной.

Радость заразна

Чем больше людей в вашем окружении живут легко и радостно, тем больше у вас вероятности «подхватить этот вирус». Механизм прост – глядя на других, вы видите, насколько естественно испытывать радость, и блок постепенно исчезает сам собой. Схожий эффект имеет общение с детьми.

Второй этап работы – научиться радоваться мелочам. Для этого нужно:

Развивать творческое мышление, вкус к прекрасному. Чаще посещайте музеи, галереи искусств, театральные постановки.

• Тренируйте внимание – вы должны уметь видеть прекрасное не только в музее, но и в мире вокруг.

• Концентрируйтесь на радости в момент ее переживания. Ощутили радость – отдайтесь ей полностью. Почувствуйте, насколько это приятно, и запомните это ощущение.

Не ждите быстрых результатов. Перенастроить себя непросто – ведь нужно, по сути, кардинально поменять сам образ мышления. Но однажды вы ощутите радость просто потому, что солнце светит особенно ярко. И даже проливной дождь может принести положительные эмоции. И тогда – добро пожаловать в счастливую жизнь!

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню