Дмитрий Чернышев в книге «Как люди думают» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») дает ответ на этот вопрос.
По словам автора, все люди на планете думают одинаково. Можете себе представить, что вы думаете точно так же, как, скажем, Лев Толстой? «Конечно же, нет, – ответите вы. – Он же гений». Автор уверяет, что все зависит не от разных способов мышления. Просто обычно мы сталкиваемся с проблемой, думаем над ее решением и останавливаемся после первого подходящего варианта. Думаем мало. Действуем в рамках, боясь из них выйти. А гении – они не останавливают мыслительный процесс, пока не найдут грандиозное решение. Они с легкостью разрывают шаблоны, выходят за рамки.
Мышление – очень затратный процесс. Наш мозг составляет лишь 2% массы тела, а в спокойном состоянии потребляет около 10% всей энергии в организме. Когда же человек начинает интенсивно думать, расход энергии увеличивается до 20–25%. Как только человек научился чему-то новому, он перестает думать об этом. Это как с ездой на велосипеде – все делается «на автомате». И даже задумываться о том, как сохранить равновесие, не стоит – можно сразу упасть. В случае настоящей опасности, когда у человека есть только три решения – замереть, бежать или нападать, небольшая мыслительная задержка может стоить жизни. Но мышление делает человека гораздо сильнее. Образование учит его искать нестандартные варианты.
Альберто Мангуэль в «Истории чтения» пишет, что в XVIII веке в Южной Каролине был принят закон, строго запрещающий всем неграм, все равно, рабам или свободным, учиться читать. Его никто не отменял до середины XIX века. «В первый раз, когда вас ловили за чтением и письмом, вас секли плетью из воловьей шкуры, за второй раз полагалась плетка-девятихвостка, а на третий раз вам отрубали фалангу указательного пальца». По всему Югу обычным делом было повесить раба, который учил читать своих товарищей. Еще в конце XIX века существовала теория, что много учиться – вредно. В США был опубликован отчет «Взаимосвязь образования и помешательства». Изучив 1741 случай помешательства, автор пришел к выводу, что в 205 случаях его причиной стала перегрузка занятиями – «образование закладывает фундамент для многих случаев психических заболеваний».
Педагоги были обеспокоены тем, чтобы дети не учились слишком много. Они стремились сократить часы, отведенные на учебу, поскольку длительные перерывы предупреждали нанесение вреда разуму. Отголоски этих предрассудков дожили до нашего времени. В школе простейшие темы проходили достаточно долго. Ярким и талантливым детям становилось скучно, и они потихоньку тускнели. Нет, бывали, конечно, исключения – талантливый учитель мог совершить настоящее чудо. Но много ли вы таких встречали? Двух? Трех? Если больше – считайте, что вам очень повезло.
Но нашим детям придется конкурировать не только со своими одноклассниками, а со всем миром, говоря об интеллектуальных и творческих специальностях.
И это уже происходит. Избежать этого невозможно, но можно к этому подготовиться. Вы спрашивали: «Зачем нужно думать?» Умение придумывать резко увеличивает ваши шансы в конкурентной борьбе. Мир меняется очень быстро. Скоро исчезнет само понятие: законченное высшее образование. Потому что это полная ерунда. Образование может быть только незаконченным. Человек должен учиться новому всю жизнь. Иначе он будет просто неконкурентоспособен. У нас очень часто перевирают Дарвина. Он никогда не говорил, что выживает сильнейший. Мир в этом случае населяли бы только тираннозавры и саблезубые тигры. «Выживает не самый сильный, а самый восприимчивый к переменам».