В любой деятельности важную роль играют психологические установки и мотивации. Работа будет проходить эффективнее, если вы с самого начала определите для себя, зачем вам это нужно, и будете периодически напоминать себе об этой цели. Наряду с вопросом «Зачем я это делаю?» полезно задавать себе и другой: «Что будет, если я этого не сделаю?»
Информацию следует принимать сосредоточенно и вдумчиво. Лучше всего представить его себе в виде образов: чем ярче они будут, тем легче их будет вызвать в памяти. Работайте с материалом: составляйте план, группируйте, расшифровывайте, уточняйте – чем больше трудиться над информацией, тем крепче она засядет в памяти. Попробуйте пересказать информацию кому-то своими словами: это активизирует осмысление.
Фиксируйте все, что связано с информацией, которую нужно запомнить: в тетради с лекциями, которые предстоит учить, делайте рисунки на полях (разумеется, если это не возбраняется), используйте цветную пасту – детали будут служить «маячками» для памяти.
Если у вас наиболее эффективна моторная память, записывайте информацию, делайте конспекты, тезисы, шпаргалки. Последние лучше не использовать на экзаменах, но сама подготовка подсказок для себя сослужит вам хорошую службу: написанное запоминается лучше.
Для лучшего запоминания материала можно выработать у себя привычку подбирать к новой информации старые знакомые ассоциации. Простейшим примером может послужить фраза, помогающая детям запоминать порядок цветов в радуге («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»: первая буква каждого из слов – первая буква цвета). Так запоминают новые слова на иностранном языке: они могут быть созвучны знакомым русским словам, которые помогут вспомнить произношение незнакомых (например, glass – стекло, а «glass для глаз» – очки).
Повторять материал тоже нужно в определенном порядке. В силу того, что активное забывание происходит в первые 6 часов после запоминания, схема повтора материала должна быть такая: через 15 минут после запоминания, затем – через 8 часов и далее – через 24 часа.
Тренируйте свою память с помощью разнообразных игр. Например, игра со спичками или небольшими предметами «Вспомни, что изменилось» (когда вы закрываете глаза, а другой человек переставляет пару спичек в выложенном ими рисунке или меняет местами предметы на столе). Запоминайте предметы и пытайтесь воспроизвести их как можно точнее в памяти или – еще лучше – на бумаге в виде изображения или текста.
К эффективным тренировкам относят регулярное заучивание стихов, ведь память – как мышца, нуждается в постоянных тренировках. Помимо того, что это поможет вам научиться быстро запоминать и легко воспроизводить информацию, вы в любой момент сможете блеснуть эрудицией и процитировать пару поэтических строк в уместной ситуации, прослыв интеллектуалом и начитанным человеком.