Этим летом исполнится 55 лет с того момента, как сценарист Геннадий Шпаликов и режиссер Георгий Данелия придумали историю об одном дне из жизни москвичей и гостей столицы, ставшую золотым хитом кинематографа. Герои ударных строек и передовики колхозов уходили в прошлое, оттепель в стране требовала нового кино – о людях, живущих обычной, но счастливой жизнью.
Однако таких глобальных задач Данелия перед собой не ставил. Фильм вырос сам собой из зарисовки о летнем дожде, придуманной Шпаликовым. И, успешно преодолев отдельные сложности со строгой советской цензурой, стал любимым фильмом зрителей на долгие годы вперед. Картина настолько совпала с настроением людей, что Данелию даже подозревали в выполнении государственного заказа.
Фильм получил путевку на Каннский фестиваль 1964 года. Из творческой команды туда поехали Георгий Данелия и Галина Польских. В той же программе оказались и легендарные «Шербургские зонтики», которым достался главный приз. Но и нашу «Москву» отметили за оригинальную режиссуру.
Молодой сибирский писатель Володя приезжает в столицу для разговора с маститым литератором Вороновым о его рассказе, напечатанном в журнале «Юность». Здесь он знакомится с метростроевцем Колей. Всего за один день ребята становятся друзьями, женят Колиного друга Сашу, Володя находит здесь девушку своей мечты, а Москва продолжает жить и строиться, обещая впереди только лучшее.
Несколько фактов о фильме
Фильм был третьей полнометражной картиной Данелии, которая окончательно определила его, как одного из лучших мастеров своего поколения. «Москва» благословила и других дебютантов: Никиту Михалкова, сыгравшего первую главную роль, Евгения Стеблова, впервые появившегося на экране, Ирину Мирошниченко и Валентина Смирнитского, также новичков, которым достались эпизоды. Также в фильме случился своеобразный звездный час Владимира Басова, в котором он раскрылся как актер и стал весьма востребованным. Еще в кино можно увидеть будущих звезд Инну Чурикову и Ролана Быкова. Сам Данелия тоже появился в кадре в виде чистильщика обуви.
Знаменитая песня о столице стала не менее популярной, чем сама картина. Ее поют до сих пор. Слова к ней тоже написал сценарист Шпаликов, при этом сделал это в ситуации спешки. Данелия пригрозил коллеге, что не возьмет его в ресторан, и Шпаликов справился с задачей меньше, чем за один съемочный день.
Главного героя Колю назвали в честь сына Данелии. Самого Михалкова заочно брать не хотели, но при личном знакомстве юный актер произвел впечатление. Героя Стеблова Сашу мог сыграть другой начинающий актер, которого уже утвердили, Володей хотели сделать Станислава Любшина и Виталия Соломина, единственной девушкой в компании Аленой – Наталью Селезневу.
Стиль Галины Польских в роли Алены стал примером подражания для советских девушек,а в Каннах ее принимали за совсем юную девушку, хотя у 25-летней актрисы уже была 4-летняя дочь.
В фильме можно увидеть многие знаменитые районы города начала 60-х: Плющиху, Киевский вокзал, Чистопрудный бульвар, Кутузовский проспект, Парк им. Горького, и, конечно, ГУМ, где работает Алена. По Красной площади тогда еще был разрешен проезд автомобилей, а вот Строительного переулка, который ищет Володя, в Москве не было – его выдумали.
Премьера картины прошла в кинотеатре «Россия», позже ставшим «Пушкинским», а теперь получившим первоначальное название, но уже как театр мюзикла. Фильмом и ознаменовалось открытие кинотеатра, но в самом кино его можно увидеть, хотя на тот момент он еще не работал, но уже был построен.
Колю сделали метростроевцем, поскольку отец режиссера долгое время был главным инженером на строительстве подземки. На пленку попали станции «Студенческая» и «Волгоградский проспект». А знаменитая финальная сцена состоялась на станции «Университет». На тот момент она была конечной, поэтому то, что герои уезжают оттуда в обе стороны, можно было бы посчитать ошибкой. Но к моменту премьеры линию уже продлили – так картина заглянула в будущее. Хотя придирчивый зритель все равно заметит кадры с табличкой «Посадки нет».
В легендарной сцене дождя снимались поочередно три девушки. Первые две по разным причинам не могли быть заняты все три съемочных дня. В итоге от последней участницы потребовались только босые ноги.
Юмористическая сцена с полотером, показавшимся Володе тем самым маститым Вороновым, была ответом цензуре, которая не увидела в фильме «правды характеров», поскольку в нем действительно нет определенного сюжета. По этой причине Данелии пришлось придумать название нового жанра – лирическая комедия.
Трагическая судьба постигла двух из участников событий. Геннадий Шпаликов из-за творческой невостребованности и депрессии по собственной воле ушел из жизни в 70-е в возрасте 37 лет. Актер Алексей Локтев, сыгравший Володю, в 66 лет попал в автокатастрофу, получив травмы, не совместимые с жизнью.
Настоящие москвичи в жизни, как и в фильме, Михалков, Стеблов и Польских. Алексей Локтев родился в Оренбургской области, и его можно было бы назвать провинциалом, так же, как и его героя, но в столицу он попал уже в 4-летнем возрасте.
Любимое кино «Я шагаю по Москве» смотрим 13 мая в 00.30.