Александр Васильев, историк моды: «В истории русского немого кино немало звезд. Наталья Кованько, Наталья Лисенко, Лидия Рындина были ее современницами. Но в истории и в умах россиян осталась только одна. И все помнят: Вера Холодная – «королева экрана».
19 февраля 1919 года в Одессе на ее похоронах случилась давка. Спасо-Преображенский кафедральный собор не сумел вместить всех желающих проститься. Газета «Вечерняя Одесса» написала: «Безупречная красавица подозрительно плотно загримирована». А в толпе ходили слухи, что ее убили, отравили или расстреляли. И правда, слишком поспешно провели бальзамирование и на последние приготовления к погребению к телу не пустили близких друзей. Так или иначе, в официальную версию смерти от гриппа-«испанки» не верил почти никто. По одной из версий, красавица была разведчицей на службе большевиков.
Холодная – не псевдоним, а фамилия любимого мужа. Со студентом-юристом Владимиром Холодным Вера Левченко познакомилась в 17 лет, на выпускном вечере гимназисток. Он увлекался поэзией и автогонками. Вера бесстрашно садилась с ним в скоростной автомобиль и даже несколько раз попадала в аварии. Но родителей девушки больше пугала их поспешная свадьба буквально через пару месяцев после знакомства. Но здесь они ошиблись. Брак оказался удачным, в нем родилась их дочь Женя.
Силу кино творцы революции оценили не сразу. Только в 1922 году Ленин произнесет свою знаменитую фразу о том, что кино – важнейшее из искусств. Но публика уже давно рыдала, кричала и смеялась на киносеансах. В 1914 году Вера тоже решила попробовать свои силы на экране. Во многом потому, что нужны были деньги. Однако триумф пришел не сразу. Сначала она получила только эпизодическую роль, но даже внешность не открыла ей легкого пути к успеху.
Как получилось, что неопытная статистка за несколько лет сумела стать кинобогиней века и остаться в веках? Почему ее жизнь и карьера оборвались так рано? Смотрите в выпуске цикла «Плохие девчонки»