Анетта Орлова, психолог: «Она была единственной женщиной, входившей в банду «Червонные валеты», и при этом пользовалась большим авторитетом».
Анастасия Микульчина, актриса, сыгравшая Соньку в кино: «Заметьте, что мы всегда сочувствуем ворам, мошенникам, жуликам».
Виктор Мережко, режиссер, народный артист России: «Я сострадаю этой талантливой, очень неординарной женщине».
На склоне лет ей уже хотелось почувствовать себя не выдающейся воровкой, а матерью и вернуть дочерям Таббе и Михелине украденное детство. Впоследствии именно они стали настоящими артистками, но такой славы, как у мамы, им все же достичь не удалось.
Снять колье или часы она умела на «раз-два» с шиком и блеском. Шейндля-Сура Соломониак, она же – Розенбад, она же Софья Блювштейн. 1 метр 53 см ростом, рыжая с округлым лицом и родинкой на правой щеке, дерзкая и разговорчивая. На момент первого ареста в 1880 году ее состояние оценивалось в полтора миллиона рублей. Баснословная сумма.
Впервые трюк «гутен морген» был разыгран ею в гостинице, известной сейчас как «Астория». Сонька выслеживала богатых коммерсантов, с помощью скрепки-отмычки проникала в номер, а если хозяин просыпался, разыгрывала перед ним спектакль. Барышня уверяла, что приняла этот номер за свой. Чего не простишь перепуганной провинциалке? Только утром клиент узнавал, что он обчищен до нитки. Этот фокус она отрепетировала до мелочей и долгое время «гастролировала» с ним по Европе.
Но шансов поймать девицу не было. Все обворованные описывали совершенно разных женщин. Она владела шестью языками и невероятно умела перевоплощаться.
К такому адреналину она привыкла с детства. Отец девочки, выдавая себя за честного торговца, занимался скупкой краденого и был фальшивомонетчиком и контрабандистом. Чтобы не привлекать внимание, он старался жить и выглядеть бедно. Единственное, что он считал важным – образование дочери. Впоследствии это помогало ей вводить в заблуждение всех своих жертв. Никто не ожидал от хорошо воспитанной барышни беззастенчивого воровства.
Историю самой легендарной воровки смотрите в документальном цикле «Плохие девчонки»