«Из России с любовью»: неоконченный портрет

«Из России с любовью»: неоконченный портрет

«Из России с любовью»: неоконченный портрет

О многочисленных романах Анны Ахматовой ходили легенды. Любовников она меняла как перчатки, несмотря на то, что была замужем. Сама поэтесса лишь подогревала эти слухи и гордилась имиджем роковой женщины. Но лишь одну любовную связь она упорно отрицала до конца своей жизни. Связь с королем эпатажа и законодателем стиля «ню» итальянским художником Амедео Модильяни.

Их роман полон невероятных предположений и досужих суждений. В нем было место и тайнам, и противоречиям, и истинному чувству.

Анна Ахматова познакомилась с Амедео Модильяни в 1910 году в Париже, во время свадебного путешествия с Николаем Гумилевым. Супруг привел молодую жену в кафе «Ротонда», где собиралась вся художественная и литературная богема Парижа. Там ее и заприметил молодой художник итальянского происхождения Амедео Модильяни. Анне было двадцать, Модильяни старше ее на пять лет. Она сразу привлекла его внимание. Позже он встретил супругов в Булонском лесу и, подойдя к ним, попросил разрешения написать ее портрет. В этот приезд у них было всего несколько мимолетных встреч. Ахматова с мужем вернулись в Петербург. 

Спустя время Модильяни прислал ей письмо, в котором признавался, что мечтает о новой встрече. Так началась их переписка. А в 1911 году Ахматова, поругавшись с мужем, неожиданно уезжает в Париж одна, где проводит три месяца. Это был апогей их с Модильяни романа. Они регулярно встречались, гуляли, ходили в музеи. В своей комнатке Модильяни рисовал Анну. В тот сезон Амедео нарисовал на бумаге, по словам поэтессы, более десяти ее портретов. Но пора было возвращаться в Россию. На родине поэтесса жила ожиданием писем, но их больше не было…

Из архива Alain Bouret
Амедео Модильяни в своей студии, фотография Paul Guillaume (около 1915 г.)

Амедео Модильяни буквально знал весь Париж, но не как талантливого художника, а как гениального любовника. Ему приписывают около тысячи любовниц. Сплетники шептались: «Месье Модильяни пишет свои картины, делая за сеанс по 5-6 перерывов на секс». Но для начала прошлого века его работы были слишком откровенными и приравнивались к порнографии. И полицейские запретили показывать его картины на выставках. 

Михаил Сатаров, народный художник РФ: «Он мог подчеркнуть грудь или «призывное место»… То есть рисунком подчеркивал плотские, физиологические вещи, которые в мужчинах пробуждают страсть. Поэтому его выставки закрывались».

screen

Когда в 1993 году в Венеции прошла выставка неизвестных работ Модильяни из коллекции друга и первого собирателя произведений Александра Поля, она вызвала сенсацию. В первую очередь это касалось 8 портретов Ахматовой, на которых поэтесса была изображена обнаженной. Эти рисунки стали подтверждением любви Модильяни и Ахматовой. 

Похоже, многолетний спор историков – был ли у поэтессы и художника роман, закончен. 99,9 %, что был! Но почему Ахматова всю жизнь упорно отрицала их связь, а в своих мемуарах позволила себе только намек на то, что без нее Модильяни не состоялся бы как гений стиля «ню»? Вряд ли считала эти отношения позором для своей репутации. Может не хотела предавать роман огласке, потому что Модильяни был единственной настоящей любовью? 

Смотрите выпуск документального цикла «Из России с любовью» 

Видео по теме

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню