Искушенному зрителю трудно представить, что еще в прошлом веке театральный критик, рецензируя увиденный спектакль, мог «обидеть» актрису только за то, что ее костюм не соответствовал социальному статусу артиста в тогдашнем русском обществе. Это было время, когда актеры, без помощи художника, на собственные средства заказывали костюмы для спектаклей. Прошло время, ситуация изменилась. Теперь на помощь актеру приходит художник, профессионально осведомленный, каким должно быть платье, какого цвета и формы. Но основное внимание во все времена уделяли ткани…
Высокое искусство или тяжкая ноша?
В XVI веке появилось бесчисленное множество сортов шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных и льняных тканей. Мануфактуры начинают вырабатывать узорчатый шелк, бархат. Особое место занимает парча с золотым или серебряным фоном, с тонким шелковым или бархатным узором (один метр весил 3 кг).
Шелка раннего периода можно узнать по модному тогда рисунку – изображению отдельных животных, птиц, цветов, плодов. Позже, на протяжении 16-17 века, особую популярность приобретает гранатовый узор – стилизованный растительный орнамент, в основе которого лежит изображение цветка граната.
Техника художественной отделки ткани не ограничивалась набивным рисунком или тканым узором. В украшении бархата и шелка широко применялась вышивка в виде золотых листиков, колец, кружков с рельефным изображением львов, птиц, а также вышивка жемчугом и драгоценными камнями. Выглядел такой костюм на сцене роскошно и весьма эффектно, но носить его было по силам не каждому, ведь масса подобного модного шедевра порой доходила до 40 кг.
От вдохновения к совершенству
В истории театра известны три основных типа театрального костюма: персонажный, игровой и одежда действующего лица. Сценический костюм продумывается для актера очень тщательно, ведь он должен помогать артисту доносить состояние персонажа до зрителя.
Как появляется костюм? Сначала художники разрабатывают силуэты, делая цветовые эскизы-наброски, часто фломастерами, гуашью или акварелью. Затем, эти эскизы раскладывают на полу, и начинают «играть» с ними, перекладывая рисунки так, как актеры в костюмах будут перемещаться по сцене во время спектакля. Обычно сразу становится видно, что получилось, а что нет.
Следующий этап – рабочие эскизы, которые уже представляются на одобрение режиссеру и актерам. Рабочий эскиз должен показывать костюм не только спереди. На обороте изображена схема спины, сложные рукава, шлейфы и корсеты. Когда эскизы утверждены, наступает самый ответственный этап работы над костюмом – перевод эскиза на материал. Сначала подбираются ткани и фактуры, затем происходит окраска ткани, если в этом есть необходимость. Потом идут бесконечные примерки на актера. Где-то удлиняют, где-то укорачивают, отрезают, расширяют, сужают… На это уходит несколько недель.
На примерке актеры говорят, как они себя чувствуют в данном костюме, высказывают пожелания. Бывали случаи, когда актеру казалось, что он для роли одет просто или совсем плохо. Тогда служитель Мельпомены становился в позу, требуя заменить детали, отделку, цвет.
Художники-костюмеры говорят, что в результате бесконечных примерок главное – вовремя остановиться, иначе может быть утерян первоначальный замысел.
А еще в театральном сообществе существует примета: ни один актер не наденет костюм своего предшественника. Для каждого актера шьется новый, оригинальный вариант.