Высокое искусство или тяжкая ноша?
В XVI веке появилось бесчисленное множество сортов шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных и льняных тканей. Мануфактуры начинают вырабатывать узорчатый шелк, бархат. Особое место занимает парча с золотым или серебряным фоном, с тонким шелковым или бархатным узором (один метр весил 3 кг).
Шелка раннего периода можно узнать по модному тогда рисунку – изображению отдельных животных, птиц, цветов, плодов. Позже, на протяжении 16-17 века, особую популярность приобретает гранатовый узор – стилизованный растительный орнамент, в основе которого лежит изображение цветка граната.
Техника художественной отделки ткани не ограничивалась набивным рисунком или тканым узором. В украшении бархата и шелка широко применялась вышивка в виде золотых листиков, колец, кружков с рельефным изображением львов, птиц, а также вышивка жемчугом и драгоценными камнями. Выглядел такой костюм на сцене роскошно и весьма эффектно, но носить его было по силам не каждому, ведь масса подобного модного шедевра порой доходила до 40 кг.
От вдохновения к совершенству
В истории театра известны три основных типа театрального костюма: персонажный, игровой и одежда действующего лица. Сценический костюм продумывается для актера очень тщательно, ведь он должен помогать артисту доносить состояние персонажа до зрителя.
Как появляется костюм? Сначала художники разрабатывают силуэты, делая цветовые эскизы-наброски, часто фломастерами, гуашью или акварелью. Затем, эти эскизы раскладывают на полу, и начинают «играть» с ними, перекладывая рисунки так, как актеры в костюмах будут перемещаться по сцене во время спектакля. Обычно сразу становится видно, что получилось, а что нет.
Следующий этап – рабочие эскизы, которые уже представляются на одобрение режиссеру и актерам. Рабочий эскиз должен показывать костюм не только спереди. На обороте изображена схема спины, сложные рукава, шлейфы и корсеты. Когда эскизы утверждены, наступает самый ответственный этап работы над костюмом – перевод эскиза на материал. Сначала подбираются ткани и фактуры, затем происходит окраска ткани, если в этом есть необходимость. Потом идут бесконечные примерки на актера. Где-то удлиняют, где-то укорачивают, отрезают, расширяют, сужают… На это уходит несколько недель.
На примерке актеры говорят, как они себя чувствуют в данном костюме, высказывают пожелания. Бывали случаи, когда актеру казалось, что он для роли одет просто или совсем плохо. Тогда служитель Мельпомены становился в позу, требуя заменить детали, отделку, цвет.
Художники-костюмеры говорят, что в результате бесконечных примерок главное – вовремя остановиться, иначе может быть утерян первоначальный замысел.
А еще в театральном сообществе существует примета: ни один актер не наденет костюм своего предшественника. Для каждого актера шьется новый, оригинальный вариант.