В первую очередь перед раскроем изделия следует разложить на ткани все детали выкроек, тем самым проверяя, достаточно ли ее на эту модель и размер и выбирая оптимальный расклад с наименьшими расходами. Стандартных и подходящих для всего правил кроя нет, так как ширина ткани всегда различна, размеры изделия также отличаются. Поэтому общими для всех возможных изделий можно считать лишь раскладывание выкроек на ткани и поиск оптимального раскроя.
Выкройки должны быть разложены правильно по отношению к поперечным и продольным нитям. При этом учитывается еще и направление ворса при его наличии, направление рисунка и наилучшее расположение в отношении рисунка тех или иных деталей. Есть ткани с рисунком, который расположен строго в одну сторону, и, если на одной из деталей он будет перевернут, это испортит вид всей вещи.
Начиная кроить, ткань, как правило, складывают лицевой стороной внутрь вдвое, потому что большинство выкроек изготавливаются только на половину фигуры, на них присутствует 1/2 спинки, полочки, воротника и рукава. Крой производится только со стороны изнанки. Даже если выкраиваются сделанные в полную величину детали, материал все равно оптимальнее сложить вдвое и выкраивать сразу два рукава, манжеты, пояса. Исключение делается только в случае необычного рисунка на ткани, где нужно располагать все детали по отдельности, чтобы на них были именно те части узора, которые нужны.
На выкройках обязательно должно быть указано направление нити - долевая, косая, поперечная, а также сгибы материала и швы. Выкройки нужно располагать на ткани, строго следуя этим рекомендациям. Это связано с тем, что выкроенная в разных направлениях ткань в шитье и носке ведет себя совершенно по-разному и при разработке выкроек технологи стараются использовать каждую из этих особенностей на пользу будущему изделию. Изменяя на свое усмотрение такие важные рекомендации, можно в итоге совершенно испортить изделие, которое будет сидеть по-другому и растягиваться не в тех, что нужно, направлениях. Выкраивая в другом направлении нитей, нужно четко представлять себе результат: что это даст готовому изделию и чем сделает его лучше, а не только стремиться включить в деталь рисунок ткани так, как он выглядит красивее.
Чтобы избежать смещения деталей бумажных выкроек во время кроя, их следует аккуратно приколоть к ткани булавками. В случае если ткань похожа на искусственную кожу и следы от булавок на ней недопустимы, можно использовать кусочки двустороннего скотча или придавить каждую выкройку чем-то тяжелым, пока она не будет обведена мелом со всеми необходимыми пометками. Кроме мела может быть использован специальный портновский карандаш, исчезающий или смываемый маркер, предназначенный специально для таких работ, сухой остро заточенный кусочек мыла. Не рекомендуется использовать несмываемые красители, такие как обычный маркер, шариковые, гелевые или чернильные ручки и даже простой карандаш. На качественно сшитом изделии даже с изнанки не должны оставаться какие-то лишние надписи, линии и пометки.
В первую очередь выкраиваются крупные детали - спинка, полочки, рукава, полотнища юбки. Мелкие прикладные части выкладывают на ткань потом, так как воротник, манжеты и пояс проще расположить между большими деталями и сэкономить таким образом ткань. На швы прибавляют ровно столько, сколько нужно, так как лишние прибавки могут создать уродливые складки на ткани, а недостаточные могут привести к тому, что швы разойдутся. Точное следование линиям выкройки гарантирует удобство пошива и хорошо сидящее на фигуре изделие.