Диета в целях возвращения изящества – это феномен новейших времен. Могу припомнить только одно-два литературных упоминания о том, что в старину красавицы пытались вернуть стройность с помощью ограничений в еде или физических нагрузок. Одна героиня Уилки Коллинза советует другой, располневшей, обзавестись новым корсетным мастером и два часа в день совершать моцион. В каком-то из бесконечных романов Мопассана, решительно не любившего толстых, 35-летняя парижанка худеет, отказываясь от питья после обеда. Заметьте – не от обеда самого, а от жидкости для запивания.
Русские аристократки боролись с архитектурными излишествами поездками «на воды». Те, кто побогаче, отправлялись заграницу, кто попроще – в Пятигорск. Средний класс, подражая аристократам, для подержания аппетита использовал уксус, который также, как считалось, придавал «интересную бледность» – опять же в подражание благородным.
В древности вопрос о тонкой талии остро не стоял, поскольку дамы практически всегда были беременны. Благородную же осанку поддерживали, как правило, механическими способами.
Применять «стройнящие» приспособления первыми начали римлянки. Для этого применялась «зона», кусок специальной ткани, которой бинтовали грудь и бедра. В варварские времена и в Средние века своей стройностью женщины тоже озабочены не были. Покрой платьев, вернее, его отсутствие (отрезные лифы и вытачки появятся позже) скорее скрывал фигуру, нежели ее подчеркивал, и можно было не напрягаться насчет уменьшения количества поглощаемой пищи.
Раннее Возрождение приносит моду подпоясываться под грудью, опять же, вероятно, по причине частых беременностей. Но и это уже прогресс. В 14 веке происходит та самая портняжная революция: юбка отделяется от лифа, что дает принципиально новые возможности для конструирования одежды.
В Европе 15-16 веков миниатюрность не приветствовалась. Костюм аристократок был громоздким, нарочито вытянутым по горизонтали и возможно более объемным. В этом сказывались влияние суровой католической Испании и, как это не парадоксально, мусульманского Востока с его требованиями полной изоляции женщин от соблазнов внешнего мира. Только мусульманка сидела внутри «дома», а европейская дама, как улитка, таскала эту крепость из парчи и накрахмаленного до фанерной твердости льна на себе. Простые женщины о таких вещах не беспокоились, разве что праздничные платья шили поуже повседневных.
По-настоящему жесткий корсет, согласно преданию, изобрела в 1468 году королева Кастилии Хуана Португальская, очень желавшая скрыть свое интересное положение, поскольку на тот момент законного супруга при ней не числилось. Испанское общество ее не осудило, по крайней мере, за новацию. (Насчет интересного положения история умалчивает). Напротив, изобретение жесткого каркасного костюма настолько пришлось по вкусу тогдашним дамам, что через Кастилию и Арагон мода быстро распространилась по всей Европе и в том или ином виде просуществовала до начала 20 века.
Верхняя часть этого испанского «футляра для женщины» состояла из изогнутых металлических полос, обтянутых тонкой замшей или бархатом, и нижней юбки из плотной материи со вшитыми в нее металлическими обручами.
Талия формировалась ниже своего естественного места, верхняя часть фигуры еще и зрительно удлинялась острым окончанием лифа – шнипом, и все знатные дамы того времени выглядели ужасно коротконогими. Надевалось это сооружение на нижнюю рубашку.
Испанскую моду поддержала и английская королева Мария Тюдор, имевшая неприятное прозвище «Кровавая». (Ее мы знаем по упоминанию в повести «Принц и нищий» и многочисленным британским сериалам о ее папе короле Генрихе IV). Ревностная католичка, полу-испанка, старая дева и даже чуть мракобеска, она надела не только жесткий корсет-каркас, но и наглухо закрытое на испанский манер платье с плоеным воротником.
Так было, правда, не везде. В качестве внешнего выражения имевшему место политическому противостоянию, в Венецианской республике платьев на испанских манер не носили, в железные клетки женщин не загоняли, и пышные румяные венецианки смотрят на нас с картин 15-16 веков весело и задорно. Позы их непринужденны, а талии (если они есть) подчеркнуты только лифом платья. Во Франции, где тоже Испанию не жаловали, железный корсет чаще заменялся лифом из ткани, утягивавшим грудь и талию, – баскином.
Царствование Луи XIV было отмечено ужесточением корсетного режима – талия шнуровалась до 37-40 см, но, правда, на своем естественном месте. Без этого у дамы или девицы не было шансов быть принятой в штат королевских фрейлин.
В 18 веке корсеты не уступили своих позиций, но стали утягивать только талию. 1790 год можно считать переломным в истории эстетики женского тела. В моду вошла… пышная грудь! Ура! Музыка – туш! Корсету пришлось выпустить на свободу то, что он долгие века держал взаперти. Декольте неукротимо расползалось во все стороны, естественные объемы дополнялись прокладками, вырезы украшались кокардами, бантами, косынками, искусственными цветами. Чего ж удивляться, что скоро грянула Великая французская революция…
В 1796 году начинается увлечение античностью. В обиходе – свободно струящиеся греко-римские силуэты, металлоконструкции отправляются в переплавку, дамы раздеваются до нельзя, нося прозрачные муслиновые и батистовые платьишки на розовые исподние трико. Даже в холод парижанки прикрываются только кашемировыми шалями, упорно игнорируя отчаянные вопли медиков и толпами погибая от инфлюэнцы, воспаления легких и вошедшего в большую моду туберкулеза.
Это безобразие длилось почти до 1820 года, когда женщины, одумавшись, стали одеваться в платья типа амазонки, прекратили дружно хлюпать носами и натужно кашлять. В 1875 году опять вернулась мода на суперстройность. Вытаскивались из сундуков чудом выжившие строгие ошейники для талии, которые в отместку за предательство и долгое забвение удлинились чуть ли не до колен, обзавелись аж двойной шнуровкой и стали отчаянно мешать ходить.
В 1884 году против корсета выступил небезызвестный Оскар Уайльд, требовавший свободы всем, во всем и ото всего. О вреде чересчур узкого корсета или корсета вообще врачи говорили давно, но расправился по-настоящему с ним Поль Пуаре, модельер, введший в моду турецкие шаровары, туники и тюрбаны. Корсет заменяет эластичный пояс, к которому потом присоединяется и бюстгальтер. С днем рождения, дружок!
В 1918 году Пуаре изобретает платье-рубашку с талией на коленях, совершенно не обязывавшую иметь хорошую фигуру. Летние и вечерние же платья с декольте на спине, наоборот, безжалостно обнажают и рубенсовские складки, анемичную плоть и вялую кожу… И тут-то, дорогие дамы и девушки, все и завертелось по-настоящему… В повседневность врываются гимнастика, массаж, косметические процедуры.
Первый салон красоты появляется в Париже в 1912 году, тогда же возникают такие, поныне здравствующие фирмы, как Пондз, Герлэн и империя эмигрантки из России Елены Рубинштейн, но это уже другой разговор. Словом, ведь только сто лет прошло с тех пор, как европейские женщины стали применять методы поддержания формы, известные сейчас. А что же наша горячо любимая Родина?
На древней Руси не было ничего подобного этим железным клеткам на одну женскую душу. Напротив, и боярышни, и крестьянки на выданье надевали несколько юбок – одну поверх другой, чтобы казаться дороднее. Худых неохотно брали замуж – не работницы. Мода на стройность и, как следствие, корсеты хлынули на Русь вместе с другими европейскими заморочками во времена петровских реформ. Отсюда историческая судьба российской талии идет параллельно с европейской, хотя это было не всегда нам на пользу.
Скажем, была в русской эстетической традиции круглая, румяная физиономия модели «решетом не покроешь» и физиологически сопутствующая ей телесная пышность. Ан нет, надо было перенять ампир с невесомыми греческими хитонами. И швейцарские и итальянские кладбища переполняются могилками русских графинечек и княжон, умерших на чужбине от чахотки, приобретенной во время гуляния в батистовых платьях по московским морозам. Вот к чему ведет бездумное копирование зарубежных образцов!
Так что, тетеньки милые, давайте кому как сподручнее. Хотите месяцами сидеть на йогурте и воздушных печенюшках – сидите. Ходить, понятно, вы уже не сможете. Есть желание таскать на себе двойной-тройной вес – таскайте, только не обижайтесь если прохожие будут смотреть на вас с жалостью, а муж – с сомнением.
А что до современного легкого корсета или, лучше, эластичной грации – то при умеренном употреблении, в общем, это совсем не плохая штука, особенно для тех женщин, кто по долгу службы вынужден подолгу стоять, втянув живот и держа спинку. Врачи, к стати говоря, настоятельно рекомендуют специальные не лечебные, но профилактические корректирующие пояса и корсетики: одни для тех, кому приходится долго стоять, другие – для тех кому приходится много сидеть в одной позе, например, программистам или шоферам-дальнобойщикам. Современный корсет гендерно нейтрален и предельно демократичен, и в этом его основное преимущество перед предками.
Главное, он существует и его место – на талии, которая тоже должна быть, поскольку это красиво и здорОво.