Роковая встреча может произойти где угодно, и изменить жизнь раз и навсегда. В картине «Кармен» Александра Хвана показана история настоящей страсти, страсти на грани между свободой и смертью.
Если говорить о страсти и любви, навскидку сразу же вспоминается самый раскрученный мужской персонаж мирового искусства распутный Дон Жуана, богохульник и многоженец, справедливо наказанный за все свои «подвиги» прямым и непосредственным низвержением в ад. А кто же равнозначен ему из женских персонажей? Конечно, черноокая цыганка Кармен!
Заметим, что оба этих героя традицией привязаны к Испании, хотя по сути испанцами не являются. Да и «испанцев» как таковых не существует. Есть трудолюбивые каталонцы, свободные духом валенсианцы… Дон Жуан родом из благородной Кастилии, т.е. подлинный, титульный «испанец».
А вот «родитель» знаменитой цыганки (в отличие от многочисленных литературных «отцов» Дон Жуана, он у нее единственный), француз Проспер Мериме, сам говорит, что «сильно сомневается в чистокровности сеньориты Кармен». Он не сразу угадывает породу встреченной им красотки. Андалусийка? Мавританка? Может даже… еврейка? Вообще не имеет определенной национальности?
В любом случае, сеньорита очень красива и утверждает, что она цыганка. Она обладает самым ходовым товаром всех времен и народов – красотой и, более того, сумасшедшей сексуальной привлекательностью! Согласитесь, это не одно и то же.
…Мериме пишет, что она часто смеется, и перед ее смехом не может устоять ни один мужчина. Стоит обратить внимание на это обстоятельство. Женский смех очень часто не имеет никакого отношения к сатире и юмору. Это – сексуальный призыв. Не замечали, как начинают глупо хихикать и чуть подскакивать на месте дамы разных возрастов, стоит в компании появиться интересному мужчине? Вот-вот! Внешнее проявление внутреннего возбуждения.
Что до нашей цыганки, то она, ведомая инстинктом выживания, соображает, что как-то устроиться в жизни ей помогут мужчины, готовые на все ради взгляда ее раскосых черных глаз… Кармен выходит замуж – уж наверное не в мэрии, тем более, не в церкви. Ее муж немолод и уродлив, да и вскоре попадает в тюрьму… Она снова одна – один на один с миром, где все хотят от нее получать, но никто не хочет давать…
Счастливое замужество? Любовь? Взаимная, искренняя? Это для Кармен непозволительная роскошь, хотя она разбрасывается этим словом направо и налево. Ей надо, чтоб ее любили, желали, а самой любить… это уж как получится.
Вот отсюда и молва о том, что Кармен – некий символ свободы. От того, что она резво перебегает от одного любовника к другому, пока еще денежному. Но это не стремление к свободе, а жесткая необходимость что-то скопить на то время, когда ей уже не будут делать ни комплиментов, ни подарков, а за воровство можно попасть в кутузку, а то и на виселицу... Она не питает иллюзий. Кармен знает, что в мире женщине можно выжить единственно играя на низменных страстях мужчин. Что она ловко и делает!
…Каждой женщине хотелось бы хоть на чуть-чуть стать Кармен. Ведь ее образ, в сущности давно оторвался и от литературной первоосновы. Это уже архетип, как и архетип Дом Жуана, только куда более материализованный.
Но бойтесь, дамы! Вы можете вести себя как Кармен… Но не забудьте вовремя выйти из образа – иначе и закончите, как она. Или вы думаете, что-то в этом мире сильно изменилось за последние два века?