Спектакль начинается с грима

Спектакль начинается с грима

Спектакль начинается с грима
Театральный грим имеет давнюю историю. Возможно, даже более длинную, чем история театра.

Театральный грим сильно отличается от грима для кино

В арсенале современных гримеров – не только профессиональная косметика, но и специальные гримировальные краски для лица и тела – жидкие и твердые (точнее, сухие, порошкообразные), в виде кремов, мазей, паст. Палитра театрального грима не очень велика, но благодаря смешиванию красок можно получить сотни оттенков. Есть есть краски для лица, для тела, флюорисцентные, матовые, с глянцевым блеском  и эффектом металлик… И это не говоря уже о специальных средствах для создания спецэффектов!

История грима уходит своими корнями к тем временам, когда древние люди раскрашивали свои лица. Долгое время слова «грим» и «макияж» были практически синонимами. Белила, румяна, сурьму и всяческие краски для лица на основе цветных глин, фруктовых соков, минералов и других «подручных» компонентов (не всегда безвредных, если вспомнить про те же белила, делавшиеся из ядовитого свинца) можно было найти в бьюти-арсенале античных красавиц, средневековых кокеток, странствующих актеров. С той лишь разницей, что для театральных подмостков красились ярче и гуще.

XVIII век. Появились специальные сухие краски для грима. Книга немецкого врача Франца Мая «Vermischte Schriften» с рецептами театрального грима стала бестселлером. Особое внимание медик уделял безопасности грима – случаи отравления им были не редки в актерской среде. Например, перед использованием свинцовых или ртутных белил он советовал смазывать кожу защитной мазью на основе воска, розовой помады (так тогда называли рассыпчатую пудру) и спермацета. Желтые краски он советовал делать из корня солодки или сока шафрана, красные – из кармина, синие – из берлинской лазури.

XIX век. Создается театральный грим на вазелиновой основе. Во многом появлению жирного грима способствовало то, что сцену стали освещать более яркими газовыми светильниками, а не масляными, как ранее. Тут же всплыли все огрехи сухого грима: он ложился на кожу пятнами, быстро осыпался, выглядел грубо. В это время зарождались многие косметические марки, ставшие впоследствии известными на весь мир. И очень часто их история переплеталась с историей театра. Например, парижский актер Жозеф-Альбер Понсен – основатель компании Bourjois – начал свой бизнес с небольшой мастерской, специализировавшейся на создании грима. Особым успехом пользовались тональные стики Понсена. Они выпускались в нескольких оттенках, каждый имел оригинальное название, например, amoureux (влюбленный), jaloux (ревнивый) и пр.

XX век. Главную революцию в гримерном искусстве совершил выходец из Польши Максимилиан Факторович, известный миру под именем Макс Фактор, которое он взял после эмиграции в США. В 1914 году основатель косметической империи Max Factor изобрел грим кремообразной текстуры, который выглядел на коже практически незаметно, не стягивал ее и не плавился в лучах софитов. Ему же принадлежит идея создания знаменитого pan-cake, «блинчика» - компактной тональной крем-пудры. Эти и другие изобретения «папаши Фактора», как любовно называли его в Голливуде, предназначались прежде всего для кинематографа, их тут же оценили и служители Мельпомены. А за ними – и обычные женщины, на туалетных столиках которых также появились тональный крем и крем-пудра с аналогичной текстурой. Затем настал черед водостойкой туши, стойкой помады и многих других театрально-киношных штучек. Как показало время, они оказались не заменимы и не только на сцене!

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню