После тридцатилетнего перерыва в режиссерскую профессию вернулся Андрей Смирнов, автор всеми любимой картины «Белорусский вокзал». Его новый фильм «Жила-была одна баба» – осуществление замысла режиссера почти двадцатилетней давности. Картина основана на произведениях русских классиков Николая Лескова, Ивана Шмелева, Антона Чехова и Ивана Бунина. Но не в коей мере не является экранизацией русской классики. Возможно, начинаясь с былинно-сказочного названия, позаимствованного у Николая Лескова («Житие одной бабы»), замысел фильма развивался, трансформировался в соответствии со своим временем. Результатом двадцатилетней работы стала, к счастью, не этнографическая реконструкция или русофильское кино, а сильная, современная и важная для российского кинематографа картина.
Прежде всего, современность фильма проявилась в его жанровой сложности и неопределенности. То ли картина мелодрама, но тогда «эмоционально» недокрученная, где при наличии формальных поводов расплакаться в финале особенно не получается. Возможно, это кинороман, но тогда нам не хватает персонажей второго плана, пересекающихся своими сюжетами с линией судьбы нашей героини Варвары Аброскиной (Дарья Екамасова). Варвара же – одна героиня на весь фильм, в окружении ярких и небанальных «эпизодников», запоминающихся во многом благодаря своим талантливым исполнителям – Нине Руслановой, Юрию Шевчуку, Максиму Аверину и другим.
О Варваре как о бабе-России сказано и написано уже немало, и при желании можно покадрово трактовать фильм как глобальную фреску многострадальной России. Но то, что происходит непосредственно в кадре не менее, а может даже более интересно, чем поиски символов исторического, социального и прочих подтекстов.
«Жила-была одна баба» это история крестьянки, русской бабы, в жизни которой на черное поле едва ли пришлось две тонкие белые полосы. Но сама она объясняет свою тяжелую судьбу справедливостью Господа, который «то дает, а то забирает». А посчитать, во сколько раз больше горя и бед ей досталось на короткие моменты радости, она видно, по причине своей неграмотности, не может. Чтобы с Варварой не делали – обижали незаслуженно, насильничали, колотили, она все терпит. Вокруг нее случаются революции, мировая война, национализация крестьянского хозяйства, бунты, а она живет по-прежнему в своем безвременье. А вот «лицом почернела» Варвара только когда единственный ее возлюбленный (Алексей Серебряков) замертво упал. После этого события продолжение жизни для главной героини, больше похожей на выживание, становится невозможным.
И если в русской классической литературе встречается образ «природы, оплакивающей грустными дождями» трагическую судьбу героини, то в новом русском кино, история заканчивается вселенским потопом, смывающим все и всех на своем пути. Спастись от апокалипсиса удается только блаженному дурачку. Видно, в отличие от настрадавшейся Варвары, он во грех никого не вводил. Вины той великой за ним нет – поэтому право на спасение и имеет.
«Жила-была одна баба»
Россия, 2011 г., 150 мин.
Режиссер: Андрей Смирнов
В ролях: Дарья Екамасова, Алексей Серебряков, Всеволод Шиловский, Нина Русланова, Маским Аверин, Алексей Алексеев, Юрий Шевчук и др.