Один только вечерний поход в Московский Международный Дом музыки – уже романтическое приключение. Прогулка по Космодамиановской набережной Москвы-реки или водоотводного канала, переход через мостики… широкие лестницы… галереи. Отдельных помещений, предназначенных для разного рода художественных действ, в этом, можно сказать, небольшом музыкальном городке три – Светлановский зал, Камерный зал и Театральный зал. Их названия говорят сами за себя. Руководит МММДМ сам Владимир Спиваков, и это тоже о многом свидетельствует. Заметим для полноты образа, что цена билетов в ММДМ весьма демократична, и раз в месяц туда может пойти даже безработный или пенсионер.
В Светлановском зале, где обитает одно из самых мощных российских «чудовищ» органной породы, продолжается весьма оригинальный по замыслу фестиваль «Орган плюс». Его изюминка в том, что в сопровождении, или, скорее, в дуэте с органом звучит какой-то инструмент. Несколько дней тому назад там звучал саксофон, а 17 апреля диалог с органом будет вести электрогитара. Гости Москвы на этот раз норвежцы – Ивер КЛЕЙВЕ (орган) и Кнут РЕЙЕРСРУД (гитара). Музыка будет исполняться не совсем традиционно-классическая, но блюзовая, чуть психоделическая и, что интересно, будут оригинальные обработки народных норвежских мелодий, что большинству наших слушателей, согласитесь, совсем уж внове.
20 апреля фестиваль «Орган плюс», к сожалению, закрывается. Но это будет громкий заключительный аккорд! Орган + оркестр! За инструментом будет сидеть весьма именитый исполнитель и композитор Алексей Шмитов, Симфоническим оркестром Москвы будет дирижировать Сергей Тарарин. Дамы и господа! Не упустите послушать произведения Баха так, как они были написаны самим великим композитором…
Гитара же будет звучать в Светлановском зале еще и 22 апреля – в рамках абонемента «Великие гитаристы» там играет более чем титулованный австралиец Томми Эммануэль. Оговоримся сразу – те, кто думает, что характерная фамилия исполнителя гарантирует слушателю испанские страсти, ошибется… Но не разочаруется! Томми Эммануэль играет совсем другую музыку, тем более, что он также ее и сочиняет. Какую? Пойдите и послушайте, тем более что, кроме самой акустической гитары, будет звучать и пение.
Но что же наши заслуженные концертные площадки? В Большом зале консерватории 15 апреля открывается Московский пасхальный фестиваль. Гость престижных столичных подмостков может сам сделать честь любому залу – это оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым. Что тут можно добавить? Ничего, кроме того, что в этот вечер будут играть С.Прокофьева.
18 и 19 апреля в БЗК выступает Чикагский симфонический оркестр, а за дирижерским пультом – ценители, живущие далеко от Москвы, хватайтесь за сердце – Риккардо Мути! Перессорившийся со всем оперным миром, маэстро Мути в 2010 году возглавил этот коллектив, успешно им руководит, и вот у нас в Москве, не по-неаполитански сдержанный итальянец будет исполнять произведения Нино Рота, Дмитрия Шостаковича, Рихарда Штрауса и Сесара Франка. О чем это говорит? О том, что у музыки есть национальность, а у таланта ее нет.
Что до других площадок Московской консерватории, то лакомым кусочком – и совсем бесплатным! – весной становятся отчетные концерты студентов и аспирантов. Не надо презрительно к этому относиться! Московская консерватория была и является кузницей высокопрофессиональных музыкальных кадров. В эти недели, оставшиеся до конца сезона, в других залах консерватории (Рахманиновском, Малом, им. Мясковского) будут проходить камерные и сольные программы. Там можно, просто за аплодисменты, переслушать невероятное количество замечательной музыки.
«Открытий в области исполнительства там не услышать», – скажет тот же скептик. А, может, и не нужно? Пусть это будет опыт доброжелательного общения с добросовестным отношением к нотному тексту. Это совсем немало. Уж слишком часто за «новаторство» пытаются выдать элементарную недоученность. Так что – следите за афишами!
Московский Государственный концертный зал им. Чайковского, вероятно, за последние двадцать лет изменился менее остальных, как и прежде принимая на своей сцене и серьезных исполнителей, и детские танцевальные фестивали. 17 апреля здесь пойдет концерт упомянутого выше Пасхального фестиваля. В этот вечер маэстро Гергиев побалует московскую публику вполне доступными любому, даже не очень опытному слушателю Моцартом, Шуманом и Шубертом.
На следующий день МГК примет у себя Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова, а дирижировать им будет еще один гость, тоже итальянец Роберто Поластри. Программа будет исполняться довольно редкая – балетная музыка сладостного Джоаккино Россини и сюита англичанина Бенжамина Бриттена на темы Россини – «Музыкальные утра». Слегка укрепит легкомысленную программу суровый русско-американский автор – грандиозный Игорь Стравинский и музыка его балета «Игра в карты». Наверное, самая залихватская вещица из популярного оркестрового репертуара – увертюра к опере Россини «Вильгельм Телль» вершит этот волшебный вечер.
Не пропустите! Столько всего сразу… Так будет только в апреле 2012 года. И больше никогда!