Фамилии Ускова и Краснопольского практически никогда не упоминаются по отдельности. Мир киноиндустрии привык к этому режиссерскому тандему. Дуэт Валерия Ускова и Владимира Краснопольского спелся давно. Двоюродные братья они с детства вместе: росли, учились и потом стали вместе снимать. Всего на счету режиссерского тандема около десятка кинокартин. И каких!
Именно с их легкой руки родился такой телевизионной жанр как семейная сага. Легендарные киноэпопеи «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» до сих пор смотрят с удовольствием зрители разных поколений. Впрочем, и в XXI веке основоположники семейной саги не остались на обочине кинематографа. Они продолжили творить масштабные проекты, не изменяя выбранному жанру – история судьбы человека. Называть свои работы сериалами режиссеры не любят. Они говорят, что сериалы – это «продукт на потребу дня, настоящее же кино проживет не одно десятилетие и будет неизменно вызывать зрительский интерес». Герои их кинороманов не боятся трудностей и борются за семейное благополучие любой ценой, превозмогая горе, разочарования, слезы и расставания.
В интервью «Домашнему» Валерий Усков как-то сказал: «Нас почему привлекла когда-то идея многосерийного фильма – потому что он позволяет проследить процесс формирования личности, докопаться до истоков подвига или предательства человека».
Ему вторит Владимир Краснопольских: «Всегда интересно работать, когда в центре внимания – судьба человека, как в телесериалах «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов». В них была трагедия целого народа, людей, живущих на стыке эпох – совершенно разных по происхождению, менталитету, по ощущениям жизни и, наконец, просто по географии. Когда об этом написано выпукло, когда судьба героя как-то соприкасается с твоей судьбой, за произведение интересно браться».
Какие же семейные саги этих двух режиссеров считаются лучшими и заслуживают внимания?
1. «Тени исчезают в полдень» (1972)
В центре 7-серийной картины – человек, во всей сложности его духовной жизни. Это семейная хроника, действие которой происходит в сибирской глуши в селе Зеленый Дол, охватывает 70-летний период. Зажиточная семья прячется здесь от советской власти, скрывая свое происхождение. Интересно, что характеры некоторых персонажей Валерий Усков «списал» с собственных родителей.
Первоначальная версия не прошла цензуру, создателям пришлось вырезать некоторые сцены – в основном связанные с темой 1937 года арестами и допросами. Эти куски сохранили на память с надписью: «Для себя и друзей».
2. «Вечный зов» (1973)
Телесериал, получившийся гораздо более масштабным, чем предыдущий проект, включает в себя 19 серий в двух сезонах. Это история 60-летнего исторического периода (с 1906 по 1961 годы), в центре которого жизнь обыкновенной семьи – братья Савельевы из далекого сибирского села. Они пережили три разрушительные войны, государственный переворот и его последствия. От персонажей требовалось постоянно балансировать между ненавистью и любовью, принимать жизненно важные решения.
В 1996 году создатели смонтировали новую версию сериала, дополнив его удаленными эпизодами. Как и «Тени исчезают в полдень», картина имела большой успех у публики, неоднократно отмечена престижными наградами. А сами режиссеры были удостоены Государственной премии СССР (1979).
3. «Две судьбы» (2002)
Действие их фильма «Две судьбы» происходит на протяжении второй половины ХХ века, охватывая период «от шестидесятых годов до шестисотых «Мерседесов». В центре сюжета находится жизнь двух подруг Веры и Лиды, не похожих друг на друга. Любовь, мечты, соперничество и предательство – все переплелось в захватывающем сюжете. На примере судеб главных героев можно проследить, как мы прошли через все эти годы. 20-серийный фильм был удостоен приза за лучшую режиссуру и приверженность телевизионной теме. Сами режиссеры назвали сериал «кинороман».
Телесериал имел самый высокий телевизионный рейтинг. Зрители буквально завалили режиссеров письмами с требованием рассказать, как сложились судьбы героев дальше. На экраны вышел фильм «Две судьбы 2», затем «Две судьбы 3». Всего было снято 4 сезона. В 2008 году съемки сериала были прекращены из-за упавших рейтингов.
4. «Ермоловы» (2008)
Еще одна семейная сага «Ермоловы» – это 32-серийная история о том, что «любовь нечаянно нагрянет» и что не все в жизни случается просто так, за многие вещи ответственны рок и древнее проклятие. Мелодрама с элементами мистики. Герои раз за разом вынуждены искать, находить, терять и снова обретать свое личное счастье, словно напоминая зрителям, о хрупкости человеческих чувств.
В центре сюжета жизнь бизнесмена Сергея Ермолова, который знакомится с инфернальной красавицей-художницей Амалией и ее восьмилетней дочерью Марусей. И эта встреча круто меняет жизнь любящего супруга и отца. Сергей понимает, что его страсть – это наваждение, но не в силах устоять – чары Амалии слишком велики. А виновато в этом родовое проклятие, и трагедия которая произошла в семье Радзивиллов в XVII веке в Польше.
Кстати, некоторые актеры сериала сыграли свои роли в разном возрастном диапазоне. Анна Большова (Анна Ермолова) была и в 17-летнем, и в 40-летнем возрасте. Елена Захарова играла Антонину Ермолову не только в юности, но и в детстве – 14-летнюю девочку...
Актер Дмитрий Попов был в образе 20-летнего, 40-летнего и даже 70-летнего Василия Ермолова. Дмитрий Щербина, сыгравший главного персонажа Константина Ермолова, также старел по ходу развития сюжета. Впрочем, к возрастному гриму актеру не привыкать – он его опробовал еще в «Двух судьбах».
5. «Дом с лилиями» (2014)
Масштабная семейная сага о судьбе героя-фронтовика Михаила Говорова, его любимых женщинах и детях. Зрители могут проследить судьбу нескольких поколений советских и постсоветских людей.
Основной накал страстей происходит между драматически-любовным треугольником – Говоров (Сергей Маховиков), его жена Маргарита (Олеся Судзиловская) и любимая женщина главного героя Тася (Дарья Мороз), которую он встретил во время войны, но потом был убежден, что она погибла.
Загадочный дом, в котором поселилась семья Говоровых, действительно существует под Киевом – небольшой домик с выходом к озеру. В народе его называют «дом писателя». Однако то, что зрители видят внутри дома – ненастоящее: все интерьерные съемки проходили в современном павильоне.
В истории кинематографа еще много семейных саг, которые сняли другие режиссеры и которые тоже заслуживают внимания: «Московская сага», «Вера. Надежда. Любовь», «Громовы», «И все-таки я люблю», «Я тебя никогда не забуду», «Пятая группа крови», «Райские яблочки» и др.