Фамилии Ускова и Краснопольского практически никогда не упоминаются по отдельности. Мир киноиндустрии привык к этому режиссерскому тандему. Дуэт Валерия Ускова и Владимира Краснопольского спелся давно. Двоюродные братья они с детства вместе: росли, учились и потом стали вместе снимать. Всего на счету режиссерского тандема около десятка кинокартин. И каких!
Именно с их легкой руки родился такой телевизионной жанр как семейная сага. Легендарные киноэпопеи «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» до сих пор смотрят с удовольствием зрители разных поколений. Впрочем, и в XXI веке основоположники семейной саги не остались на обочине кинематографа. Они продолжили творить масштабные проекты, не изменяя выбранному жанру – история судьбы человека. Называть свои работы сериалами режиссеры не любят. Они говорят, что сериалы – это «продукт на потребу дня, настоящее же кино проживет не одно десятилетие и будет неизменно вызывать зрительский интерес». Герои их кинороманов не боятся трудностей и борются за семейное благополучие любой ценой, превозмогая горе, разочарования, слезы и расставания.
В интервью «Домашнему» Валерий Усков как-то сказал: «Нас почему привлекла когда-то идея многосерийного фильма – потому что он позволяет проследить процесс формирования личности, докопаться до истоков подвига или предательства человека».
Ему вторит Владимир Краснопольских: «Всегда интересно работать, когда в центре внимания – судьба человека, как в телесериалах «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов». В них была трагедия целого народа, людей, живущих на стыке эпох – совершенно разных по происхождению, менталитету, по ощущениям жизни и, наконец, просто по географии. Когда об этом написано выпукло, когда судьба героя как-то соприкасается с твоей судьбой, за произведение интересно браться».
Какие же семейные саги этих двух режиссеров считаются лучшими и заслуживают внимания?
1. «Тени исчезают в полдень» (1972)
Первоначальная версия не прошла цензуру, создателям пришлось вырезать некоторые сцены – в основном связанные с темой 1937 года арестами и допросами. Эти куски сохранили на память с надписью: «Для себя и друзей».
2. «Вечный зов» (1973)
В 1996 году создатели смонтировали новую версию сериала, дополнив его удаленными эпизодами. Как и «Тени исчезают в полдень», картина имела большой успех у публики, неоднократно отмечена престижными наградами. А сами режиссеры были удостоены Государственной премии СССР (1979).
3. «Две судьбы» (2002)
Телесериал имел самый высокий телевизионный рейтинг. Зрители буквально завалили режиссеров письмами с требованием рассказать, как сложились судьбы героев дальше. На экраны вышел фильм «Две судьбы 2», затем «Две судьбы 3». Всего было снято 4 сезона. В 2008 году съемки сериала были прекращены из-за упавших рейтингов.
4. «Ермоловы» (2008)
В центре сюжета жизнь бизнесмена Сергея Ермолова, который знакомится с инфернальной красавицей-художницей Амалией и ее восьмилетней дочерью Марусей. И эта встреча круто меняет жизнь любящего супруга и отца. Сергей понимает, что его страсть – это наваждение, но не в силах устоять – чары Амалии слишком велики. А виновато в этом родовое проклятие, и трагедия которая произошла в семье Радзивиллов в XVII веке в Польше.
Кстати, некоторые актеры сериала сыграли свои роли в разном возрастном диапазоне. Анна Большова (Анна Ермолова) была и в 17-летнем, и в 40-летнем возрасте. Елена Захарова играла Антонину Ермолову не только в юности, но и в детстве – 14-летнюю девочку...
Актер Дмитрий Попов был в образе 20-летнего, 40-летнего и даже 70-летнего Василия Ермолова. Дмитрий Щербина, сыгравший главного персонажа Константина Ермолова, также старел по ходу развития сюжета. Впрочем, к возрастному гриму актеру не привыкать – он его опробовал еще в «Двух судьбах».
5. «Дом с лилиями» (2014)
Основной накал страстей происходит между драматически-любовным треугольником – Говоров (Сергей Маховиков), его жена Маргарита (Олеся Судзиловская) и любимая женщина главного героя Тася (Дарья Мороз), которую он встретил во время войны, но потом был убежден, что она погибла.
Загадочный дом, в котором поселилась семья Говоровых, действительно существует под Киевом – небольшой домик с выходом к озеру. В народе его называют «дом писателя». Однако то, что зрители видят внутри дома – ненастоящее: все интерьерные съемки проходили в современном павильоне.
В истории кинематографа еще много семейных саг, которые сняли другие режиссеры и которые тоже заслуживают внимания: «Московская сага», «Вера. Надежда. Любовь», «Громовы», «И все-таки я люблю», «Я тебя никогда не забуду», «Пятая группа крови», «Райские яблочки» и др.