Татьяна Доронина: случайности и закономерности судьбы

Татьяна Доронина: случайности и закономерности судьбы

Татьяна Доронина: случайности и закономерности судьбы
Доронина никогда не играла идолов. И не изображала «тяжелую женскую долю». На экране она каждый раз проживала судьбу – будь то «счастливая» жена и мать семейства из «Трех тополей на Плющихе», нелепая и немного комичная в своем страхе перед неожиданным и незнакомым для нее романтическим чувством, или обычная деревенская женщина («Мачеха»), которой суждено заплатить за короткий миг простого женского счастья чередой новых испытаний и невзгод. Мы решили вспомнить 6 случайностей и 6 закономерностей, ставших определяющими в жизни актрисы.

Смотрите в эфире Dомашнего легендарный советский фильм «Три тополя на Плющихе» с Татьяной Дорониной  главной роли. 


01
Знаменитым людям трудно скрывать свой возраст, профессиональные перемещения, количество супругов – их личные данные раскиданы по разным базам данных, официальным и не очень. Знаменитой актрисе исполняется 80, и это радует, потому что она по-прежнему импозантна и востребована, при  деле своей жизни − «служит на театре».

…В юбилейном интервью десятилетней давности журналист попытался придать беседе некую ложную возвышенность, заговорив о «предназначении», о «предопределении свыше». Татьяна Васильевна осадила его, сказав, что ее судьбу определяли скорее случайности…

Kino-teatr.ru

Но, возразим мы, случайности – лишь частное выражение закономерности. И сколько же их надо, чтобы сложилась такая потрясающая творческая судьба?

Случайность № 1. В семье совершенно простых, никак не театральных людей, Василия Ивановича и Анны Ивановны Дорониных родилась дочка с уникальными актерскими задатками. Это было 12 сентября 1933 года. Знак Девы – знак трудолюбия, желания доводить все до конца и до совершенства. Но если бы родители будущей «звезды» после войны остались жить в Ярославской области, а не переехали в Ленинград, их дочь могла бы стать дояркой, возможно, даже знаменитой, но никак не актрисой.

Закономерность № 1. Татьяна Доронина – обладательница редкой красоты, удивительным образом сочетающей в себе черты классические, славянские и европейские, вошедшие в  моду в новейшие времена. От кого она, эта красота? Скорей всего, с папиной стороны. Одна из тетушек слыла красавицей, следила за собой, став племяннице примером для подражания. Другая тетя, работавшая в библиотеке, приохотила девочку к чтению хороших книг. Повезло с родственниками, говорит сама актриса.

Случайность № 2. Не окончив средней школы, она тайком уехала в Москву и успешно сдала экзамены в самый неприступный театральный вуз страны – Школу-студию МХАТ. Разумеется, тоже случайно. Ведь в толпах амбициозных юношей и девиц (которых в 3-4 раза больше), пытающихся поступить  «учиться на артиста», год от года повторяются одни и те же разговоры: экзамены – это ж лотерея, ло-те-ре-я! Ну, вот Доронина и выиграла в этой лотерее. Но приза не получила – по малолетству. И вернулась домой – доучиваться в средней школе.

Закономерность №2. Вернувшись в Москву через два года, Татьяна, еще более укрепившаяся в желании сделаться классической театральной актрисой, взяла да и сдала экзамены  разом во все театральные училища столицы. Вероятно, для гарантии… Но выбрала все-таки Школу-студию МХАТ. Там ее наставником стал сам Павел Массальский, а сокурсниками – будущие советские кинотеатральные суперзвезды Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Олег Басилашвили. Хорошие призы разыгрывались в экзаменационных лотереях тех лет! Не чета нынешним…

Случайность №3. 1956 год. Закончено училище. Татьяна Доронина отправились в Волгоградский областной драматический театр, куда пригласили ее мужа, Олега Басилашвили. Большей творческой безнадеги, нежели заведения подобного рода, трудно себе представить… Периферия! Пустые залы, грошовое жалование, ни жилья, ни перспектив… Нет, ее-то были готовы взять в любой театр, а вот красавца Басилашвили – пока нет. И она поехала за ним, как положено преданной жене. Чего не случается в этой жизни!

Закономерность №3. Но театральный мир уже полнился слухом о появлении замечательной молодой актрисы, и вот ее зовут играть на родину, в Ленинград. Три года в театре имени Ленинского комсомола и роли-роли-роли! Наконец-то, можно показать себя во всей красе!

Случайность №4. Еще будучи студенткой, Татьяна Доронина успела сняться в кино, у маститого режиссера Михаила Калатозова, с таким же  дебютантом Олегом Ефремовым,  но ее первые шаги по экрану почему-то не были замечены. Что – белокурая, голубоглазая красавица не нужна экрану?! Абсурд…  Но и такое бывает.

Закономерность №4. Но три ленинградских года не прошли даром – на нее обратил внимание один из супермэтров советского театра, Георгий Товстоногов, голова и сердце одного из лучших драматических театров мира, БДТ, которому была нужна исполнительница на роль Надежды Монаховой в пьесе М.Горького «Варвары». Это история молодой замужней женщины, безоглядно полюбившей женатого человека. Для героини пьеса закономерно оканчивается выстрелом в сердце, а для Дорониной с этого спектакля началась жизнь полноценной «звезды». С этого момента она играла только главные роли, а театральные фанаты приезжали в Ленинград «на Доронину», ночевали на вокзале и втридорога переплачивали спекулянтам за билеты.

 
Случайность №5. В 1963 году Доронина оставляет мужа, БДТ и уезжает в Москву, к другому мужчине и в профессиональное никуда. Любовь, да, в ней бывает и так − одного разлюбила, другого полюбила. Пять мужей? Ну, история мирового лицедейства знавала матримониальные подвиги и покруче. Но как же работа в театре? Не слишком-то московские примадонны жаждали видеть в своем театре  т а к у ю  конкурентку.

Закономерность №5. Но вернувшись под бок главных киностудий СССР, Доронина, наконец, снялась в тех фильмах, которые навсегда завоевали сердца зрителей – «Старшая сестра» (1965 г.)  и «Три тополя на Плющихе» (1968 г.). Оба фильма собрали самые «звездные» из возможных составы, стали неоспоримой классикой российского кинематографа, а Татьяна Доронина два года подряд, 1967-й и 1968-й, по опросам журнала «Советский экран», обретала титул лучшей актрисы года.
…Без работы Доронина, разумеется, не осталась. А вот о своем уходе из БДТ пожалела: «Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар».

Случайность №6. Был ли раздел (развал, расчленение, ваш вариант) МХАТа случайностью для времени, когда неукротимо разваливалась сама грандиозная держава, не тема нашего разговора. Возможно, он разделился потому, что это свойство живых организмов – расти и размножаться. Об этом столько писано-переписано!  Не меньше, чем о сложном и властном характере Дорониной, которая стала хозяйкой половины этой театральной громадины.  

Закономерность №6. С 1987 года в России существует два театра: МХТ им. Чехова, «ефремовский», и имени Горького, на Тверской, до сей поры успешно руководимый Татьяной  Дорониной. На сцене этого, ополовиненного, но быстро восстановившего свои позиции театра, были возобновлены спектакли из золотого фонда МХАТа, смело, в том числе, и самой Дорониной, поставлены современные спектакли. Именно МХАТ им. Горького, «доронинский», поклонники серьезной драмы считают прямым наследником МХАТа, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко.

И вот это совсем не случайность!

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню