Существует особый вид светских разговоров – беседы об искусстве. Они универсальны и всегда уместны. Почему? А потому что в искусстве разбираются все без исключения. Да-да-да! Эта тема универсальна, а главное, каждому дает возможность выглядеть умным… А уж поговорить о музыке – ммм! Что может быть лучше… Тут каждому есть что сказать. А если нет – читайте настоящее ПОСОБИЕ. Словарь рабочих терминов прилагается.
Мода – понятие всеобъемлющее. Она диктует не только то, что вы обязаны носить, но и то о чем должно беседовать в приличном обществе. Собственно, эта мода очень давно установившаяся и принявшая вид неукоснительного правила поведения – говорить можно практически обо всем, кроме:
а)болезней
б) смерти
в) религиозных взглядов собеседника.
На подобные темы беседуют только в специально отведенных для этого местах, всем известных. Желательно также не углубляться в темные дебри политики – ничего хорошего из таких дискуссий, как правило, не выходит.
Существует еще один модный светский тренд – быть умным и образованным. Или хотя бы таковым казаться. Нет, иногда, и не так уж редко, этот тренд отступает на второй план, и в повседневный модный обиход втирается очаровательная глуповатость и незамутненность академическим образованием. Хотя, возможно это и не мода… Ну да бог с ней. Это не о нас.
Практически универсальным наполнителем светской беседы являются рассуждения о музыке, желательно несколько более изысканной, нежели блатной шансон. Чуть только поток салонной говорильни замедлил свое плавное течение, сразу изображайте средней интенсивности восторг и, взмахнув ресницами, восклицайте: «Да, а что вы думаете о….?» и вставляете в разговор нечто, касающееся неувядаемого искусства оперы. Почему именно оперы? Да потому что…
Этих «потомучто» несколько, они внутренне неоднозначны, так что надо рассматривать каждое в отдельности.
Потомучто № 1. Это музыка знакома всем.
Сейчас уже почти не осталось людей, хоть как-то не знакомых с классической музыкой вообще и с оперой в частности. Подчас многие и не знают, что каждый день невольно слушают оперные мелодии − пусть ни разу в жизни не были в музыкальном театре. Музыкальная классика звучит в рингтонах мобильников, в радио- и телерекламе. Когда необходимо привлечь благосклонное внимание слушателя, современная поп-музыка, т.е., по большей части оцифрованный шум, как правило, не помогает. Не цепляет, не завораживает, не держит. Классика здесь в самый раз! Хотя порой хочется вызвать на дуэль того, кто ее так использует − когда, например, поверх божественной мелодии из оперы «Джанни Скикки» Дж. Пуччини наложены слова… «Опять перхоть?», а потом следует реклама лечебного шампуня.
Мои пистолеты наготове, а на самом деле эта ария – как и большинство итальянских арий – простенькая, мелодичная песенка, исполняемая юной девушкой, влюбленной и собирающейся замуж, которая просит «дорогого папочку» отпустить ее в город, чтобы купить обручальное колечко. Кому эти чувства и мысли непонятны?
Потомучто № 2. Чувства и ситуации, обыгрываемые в опере, понятны всем.
Конечно, сейчас оперу пытаются осовременить – одеть героев в джинсы и мини-юбки, подогнать ситуации под текущие политические реалии. Как ни странно, это не делает ее понятней, скорей наоборот. А в опере речь-то идет не о политике, а о любви, что понятно всем. Безответная страсть, невозможность соединиться с любимым человеком из-за предрассудков или давней вражды семейств, трагические случайности, соперничество с сильными мира сего, интриги завистников…
Но она, эта оперная любовь, стремится преодолеть досадные препоны, возникающие у нее на пути. Как правило – безрезультатно. В опере, за некоторыми редкими исключениями, все оканчивается из рук вон плохо. Героев убивают или казнят, героини умирают или сходят с ума (а потом тоже умирают), и редко кто из слушателей выходит из театра с сухими глазами. Страсти, которыми пропитана опера, так или иначе достигают всех. А все почему?
Потомучто № 3. Опера – искусство синтетическое. Там каждый найдет для себя что-то близкое.
Там есть все – драматический театр (по-итальянски опера так и называется − Teatro lirico), симфонического звучания оркестровая музыка, часто – балет или разного вида танцы, включая характерные и комические. Ну, полноценный вокал – центр оперной вселенной. Вокал может быть без музыки, а опера без вокала уже не опера, а что-то еще. Поддерживает и ориентирует слушателя-зрителя визуальный ряд – костюмы, декорации, свет. Кстати, именно поэтому поддержать беседу об опере и высказать о ней свое веское мнение может каждый сколько-нибудь развитый человек. Наступил вам ненароком мишка косолапый на ухо (что впрочем не мешает полноценно воспринимать музыку любого толка – см. наш «Словарь начинающего меломана»), рассуждайте об актерской игре исполнителей. Ни в чем, кроме шопинга, не разбирающаяся глупыха вполне и со знанием дела может откомментировать работу художника по костюмам и гримера.
Заметьте – разговоры о симфонической музыке так легко не даются. Проиллюстрировать свои глубокие замечания, спев хоть несколько тактов из сочинения Густава Малера или Пауля Хиндемита, не сможет даже квалифицированный профи. Или захочется вам, например, доказать правоту своей точки зрения на балет. Вы что – тут же посреди гостиной 32 фуэте крутить примитесь? Нет ведь. А пропеть mezzavoce кусочек оперного речитатива вполне можно. Просто надо подобрать отрывок, подходящий под ваши вокальные данные, а навеянную внезапными чувствами импровизацию хорошо отрепетировать.
СЛОВАРЬ НАЧИНАЮЩЕГО МЕЛОМАНА
Абсолютный музыкальный слух − редко встречающееся свойство – реже его только абсолютный вкус, позволяющий человеку сходу отличить первосортный художественный продукт от поделки. Абсолютный слух – вещь стоящая (можно стать высокооплачиваемым настройщиком музыкальных инструментов), но даже профессиональному музыканту он не обязателен. Если вам говорят, что у вас нет музыкального слуха и поэтому вы безбожно фальшивите, берясь петь караоке, не верьте. Просто слух у вас внутренний, а не попадаете вы в ноты потому, что не налажена координация между слухом и работой голосовых связок. Это исправимо. Надо таковое поставить себе за цель и хорошенько постараться. Петь и слушать себя, желательно в одиночестве – чтоб не побили люди с абсолютным слухом. Шутка… Если человек оправдывает свое равнодушие вообще к музыке неосторожностью того самого медведя, это также не соответствует действительности. Просто он вырос не в той среде. Этот просительный недостаток также подлежит коррекции. Ведь способность слушать и слышать музыку – величайший дар, без которого жизнь скудна, тускла и незавидна.
A capella (а капелла) − итальянский музыкальный термин. Пение без музыкального сопровождения, высший вокальный пилотаж. Также как в православной часовне, и даже в большом русском храме, в маленькой итальянской капелле нет музыкального инструмента, органа или фисгармонии, поэтому церковный хор во время службы поет без инструментального сопровождения. Вот, оказывается, каждый раз когда рядом нет соседа с баяном, мы поем «а капелла».
Mezzavoce (медзавоче) − итальянский музыкальный термин означающий «вполголоса». Если вы что-то мурлыкаете себе под нос – значит, вы поете mezzavoce, просто не знали об этом.
Продолжение следует...