Знаменитая актриса родилась 1 января 1939 года в Ницце. В творческой биографии актрисы около 70 работ, она лауреат многих премий и наград в области кинематографа. Ее партнерами были Марчелло Мастрояни, Жан Габен, Витторио Гассман и Жан Поль Бельмондо в итальянском кино. Она успевала сниматься в нескольких фильмах одновременно, но не так все хорошо складывалось в личной жизни, которая достойна отдельного сценария для кино. Состоялась ли она как женщина? Наверное, нет, но не по своей вине – она, как бархатное платье из костюмного фильма, собирала на себя, как пыль, жалких, неполноценных мужчин. В интервью Мишель Мерсье не раз говорила: «Мужчины лишили меня всего…». Получилась ли из нее хорошая актриса? Разумеется. Плохих актрис не помнят так долго. Да, говорят, что она фактически осталась актрисой одной роли… Зато что это была за роль!
Хочешь понять успех того или иного творческого начинания – ищи в нем русский след. Вот и осевший во Франции, как очень многие русские, выброшенные с родины октябрьским мороком, офицер Всеволод Голубинов вместо с французской женой Анн, идя дорогой чистого разума (попросту решив заработать) придумали писать романы на историческом материале, примерно том же, на котором поднялся Дюма-отец, то есть истории времен Луи ХIV. Рассудив, что для успеха у читающей, по большей части женской, аудитории прежде всего нужна сногсшибательная героиня, они придумали… Да-да! Ту самую маркизу Анжелику! Идеи разрабатывал зрелый и образованный муж, писала молоденькая, с живым воображением, жена.
В 1956 году вышел первый роман Анн и Сержа Голон, весьма удачно разошедшийся, за ним выстрелила целая серия книг про Анжелику, а в 1962 году на пышно расцветшую любовно-авантюрную эпопею обратил жадные взоры кинематограф. Режиссером поставили Бернара Бордери, мастера жанра «плаща и шпаги», хорошо знакомого советско-российскому зрителю по двум сериям «Трех мушкетеров».
Исполнительницу главной роли выбирали долго и тщательно – перепробовали всех самых известных крашеных киноблондинок того времени, включая француженок Бардо, Влади, Денев и Демонжо, американку Фонду и главную кинобрюнетку Италии Лоллобриджиду. Но роль досталась практически дебютантке, Мишель Мерсье, едва успевшей обжить театральную сцену в качестве балерины, слегка поучиться актерскому мастерству в Англии и чуть поднабраться опыта на родной французской съемочной площадке, играя небольшие роли рядом с такими мэтрами как, скажем, Жан Габен.
Мишель Мерсье (настоящее имя Жослин Ивонн Рене Мерсье) родилась в состоятельной семье, в которой была не слишком счастлива, поскольку матушка предпочитала ей младшую дочку. Отец, напротив, поддерживал начинания старшей дочери, но, скорее всего, именно от матери, происходившей из Савойи, будущая актриса унаследовала ту самодостаточность и твердость духа, которую впоследствии она органично передала своей главной героине. Поди скажи уроженцу Савойи, что он итальянец – никогда! Только савояр.
Анжелика и поклонники: 13 цитат из фильмов
От матери она переняла итальянский язык и природный артистизм, свойственный итальянцам − потом ее назовут самой популярной французской актрисой Италии. Знала молодая актриса благодаря хорошему домашнему воспитанию еще английский и немецкий, что весьма помогало ей в карьере. Но все-таки осталась она в сердцах зрителей как истинная француженка Анжелика де Пейрак.
…Теперь, когда с запуска серии фильмов об Анжелике прошло больше полстолетия, сама Мишель Мерсье, снявшаяся в 55 кинофильмах и нескольких телесериалах, смирилась с тем, что стала актрисой одной роли. Ее любят как Анжелику, приглашали на разные мероприятия как Анжелику и советов в письмах просили тоже как у Анжелики… Почему?
Потому что в этой любовно-героической эпопее произошло удачное стечение нескольких обстоятельств совершенно разного свойства. Это хорошо выстроенный литературный материал, пусть и псевдоисторический, и нега расслабленных 60-х годов, когда Европа отошла от военной поры, а бурные семидесятые еще не наступили, и, главное, облик и личность исполнительницы главной роли.
Профессиональным киношникам и зрителям-киноманам известно, что актеры довольно четко делятся на тех, кто может сниматься в костюмных фильмах, и на тех, у кого это не получается. Это не уменьшает достоинств последних, но… Именно то, что у Мишель Мерсье были манеры настоящей аристократки, и она совершенно бесподобно смотрелась в пышных нарядах эпохи «короля-солнце», сначала дало ей эту роль, а потом и сделало кинозвездой мирового уровня. Красота Мишель будто парит над всеми выдуманными стандартами, модой, вкусами, личными и национальными – может поэтому от нее сходил с ума даже шах Ирана Реза Пехлеви?
Женщина с такой внешностью и обаянием властвует мужчинами по определению. Она может быть какой угодно и делать, что вздумается… А вот своей героине Мишель Мерсье передала еще и свою природную скромность и целомудрие. А это свойство порядочной женщины – пренебречь дешевым успехом и принадлежать только одному любимому мужчине. Быть чувственной с одним и сдержанной с остальными. Органичное слияние исполнительницы с образом и дало такой ошеломительный результат.
Как водится, в СССР фильмы о прекрасной маркизе пришли много позднее, чем в другие страны, не в хронологическом порядке, сильно порезанными в смысле удаления даже той милой «эротики», что сейчас покажется нам детскими играми. Но и в этом варианте героиня Мерсье завоевала любовь советских зрителей обоего пола и вызвала бурю бессильного гнева идеологов социализма… Но что поделать! Фильмы о любовной страсти почти без политики (или той политики, что была производной от страсти) уносили зрителя в мир цветных грез и… щедро пополняли государственную казну…
А вот саму Мишель, хорошую актрису и порядочную даму, они отнюдь не обогатили… Красивую женщину экранный успех не сделал счастливой… Она дважды была замужем, но так и не родила детей… Были многочисленные романы, одни ее бросали, прихватив драгоценности, а иные «поклонники», не желая тратить время на ухаживания, пытались взять силой… Не поэтому ли она так естественна в роли Анжелики, постоянно отбивающейся от ошалевших от похоти соискателей?
Скорей всего, так. Вот уж «не родись красивой»...
А что сейчас?
…Сейчас Мишель Мерсье одна, живет весьма скромно на юге Франции. Снимает несколько комнат.
Ежегодно Мишель была почетной гостьей Каннского кинофестиваля. Но последний раз она была там в 2016 году. В том же году стало известно, что у актрисы рак кожи. Но она не утратила силу духа и сказала, что будет жить так, как ей хочется. Она еще изредка участвовала в различных мероприятиях, но с 2018 живет затворницей. По словам Мишель, она чувствует себя «изолированной, как дикий зверь в лесу», но ее одиночество скрашивает поддержка близких, в том числе ее племянника.
При всей своей красивой «ненастоящности» пять картин с участием Мишель Мерсье по-прежнему в топе зрительского интереса и просто бальзам на душу современной женщины.