Им удалось достоверно воссоздать стиль начала века: на балу Александра появляется в легком струящемся платье из нежных, буквально невесомых тканей сдержанной расцветки, расшитом бусинами, подобранными в тон платья.
Одновременно и сдержанное, и очень изысканное платье героини стилисты дополнили элегантными аксессуарами: высокие перчатки цвета слоновой кости, небольшие серьги из жемчуга и тонкая жемчужная нить в волосах отлично дополнили образ, расставив все нужные акценты.
Александра Верженская чаще всего отдает предпочтение нарядам оттенков сливочно-молочной и бежевой гаммы – именно эти цвета лучше всего оттеняют ее фарфоровый цвет лица и золотистый оттенок кудрей.
Вне светских раутов героиня одевается в соответствии с духом времени: юбка в пол фасона «колокол» с завышенной талией или высоким поясом корсетного типа и либо подобранная в тон блузка с жестким воротничком, застегнутая на все пуговицы, либо легкая рубашка свободного покроя, декорированная кружевами и вышивкой. Что касается аксессуаров, то и здесь предпочтение отдается лаконичности: строгие серьги и полное отсутствие массивных или ярких украшений.
Сложно, и, наверное, почти невозможно сказать, как бы развивался женский костюм в XX веке, если бы не Первая мировая война. Но она случилась, разрезав мир на две части – «до» и «после». Помните ахматовское «а по набережной легендарной приближался не календарный, настоящий Двадцатый Век»?
Дамы довоенной поры, рубежа двух столетий, того самого времени, которое называли «Прекрасной эпохой», были так же изысканны и утончены, как те, что жили в XIX веке. Они носили жесткие корсеты, туго шнуровались, пытаясь добиться немыслимо тонких талий, подолы платьев касались земли, полностью скрывая ноги, а сзади нередко тянулись шлейфы. Обилие кружев, вышивки, драгоценной отделки, шляпы, похожие на произведения искусства – с вуалями, газовыми шарфами, перьями и цветами… Словом, это была вершина портновского искусства. В самом конце 1910-х, в немалой степени благодаря знаменитым Русским сезонам, которые сводили с ума Париж, а вслед за ним и всю остальную Европу, вспыхнул интерес к экзотической роскоши Востока, и нежные изысканные тона сменились яркими и насыщенными, а наряды, пусть и не требовали больше ношения корсетов, оставались достаточно сложными.
Нет, интерес к моде и нарядам не исчез, хотя многие дома моды на время прикрыли свои двери. И пока мужчины воевали на фронте, женщины – если только они не отправлялись на войну в качестве сестер милосердия – все так же читали модные журналы и следили за новинками. Для кого-то «1916» – разгар войны, а для одного из модных салонов той поры – год создания красивейших нарядов, в том числе платья с кружевами и цветами под названием «Счастье»!
1916 год, время действия сериала – время переломное. Десять лет назад женщины носили сложные длинные туалеты, десять лет спустя будут носить короткие и простые. А что они носят сейчас?
Под нарядами скрывается упростившееся белье – низкий, стягивающий талию и бедра эластичный корсет, который больше похож на пояс для чулок; бюстгальтер – его начали носить совсем недавно, как раз в связи с отказом от корсетов; сорочка и чулки.
Юбки расклешенные, нередко из нескольких слоев, а порой к тому же и очень пышные – да, несмотря на ограничения, наложенные войной, в моду как раз в то время входят так называемые «военные кринолины» – юбки буквально стоящие колоколом. Правда, не обязательно одеваться так, как предлагают модные журналы – и двести лет назад, и сто, и сегодня женщины вовсе не обязательно следуют их советам.
Но туфельки они в любом случае открывают, и обуви в это время уделяется много внимания. Как и чулкам – ведь юбки начинают все больше демонстрировать ноги! У туфель и ботиночек заметный, но не слишком высокий, изящно выгнутый каблук. Повседневная обувь – из кожи, нарядная – из тонкой кожи и нарядных тканей, порой украшенная вышивкой.
У шляпок не слишком широкие поля, а бывали и совсем узкие, но при этом заметная, а порой и очень высокая тулья. Их украшали и цветами, и перьями, однако уже не усеивали ими всю шляпу, как раньше, и не накручивали воздушные шарфы. Головные уборы, так же, как и наряды, тоже упрощались. И совсем скоро в моде утвердится шляпка-колокольчик, «клош», плотно облегающая голову, с маленькими полями – та самая, которая теперь считается едва ил не символом 1920-х. А на самом деле появилась она на добрых лет раньше, и многие носили ее уже и в 1916 году.
Кстати, если уж речь зашла о возрасте, была ли разница между тем, как одевались дамы в возрасте и юные? Теоретически была – наряд девушки должен был быть скромнее и проще, чем, к примеру, наряд ее старшей замужней сестры или матери. Но это правило соблюдалось уже не так строго, как когда-то, и, в общем, доживало свои последние дни.
И, разумеется, ни один наряд не будет считаться завершенным без перчаток и сумочки.
Нельзя не отметить, что зачастую в кино, даже если костюмы более-менее приближены к определенной эпохе, прически и макияж соответствуют стандартам того времени, в которое снимается фильм, а не того, о котором фильм рассказывает. И, знаете, это естественно – ведь, в конце концов, нам должно быть приятно смотреть на героинь, а, значит, они должны быть привлекательными с нашей точки зрения.