Она – полноправный член клуба «Самые красивые женщины планеты» и «Самые обворожительные блондинки Вселенной». Она уже несколько десятилетий самая известная французская актриса. Да, это она – мадемуазель Катрин Денев. И даже в таком прекрасном возрасте, будучи мамой двух взрослых детей и бабушкой трех внуков, не любит обращения «мадам» − ей кажется, что оно старит сразу лет на десять.
Артисткой Катрин Фабьен Дорлеак становиться не собиралась, актерского или другого высшего образования у нее нет. Возможно, ни киноактрисой, ни тем более «звездой» всемирного масштаба она бы и не стала, если б не трагическое событие – гибель в автоаварии ее старшей сестры Франсуазы Дорлеак. Та уже успела стать известной и даже сняться с младшей сестренкой в двух легких музыкальных фильмах. Думается, что некто сверху, властный и циничный, расчистил дорогу Катрин, не спешившей в свои шестнадцать определяться с жизненными приоритетами. А гибель Франсуазы и еще настояния отца-актера, подтолкнули прелестной наружности девушку к кинематографу, а потом и в объятия ее первого возлюбленного – режиссера Роже Вадима. Тот был почти вдвое старше, многоопытен и в искусстве кино, и в ремесле обольщения. Результат закономерен, Катрин Денев, к тому времени уже взявшая в качестве псевдонима фамилию матери, родила сына и …отказалась от мысли выйти замуж за его отца. Почему?
Катрин Денев была так потрясена внезапной и нелепой гибелью сестры, что, инстинктивно защищаясь от грядущих страданий, не позволяла себе допускать привязанность слишком глубоко в свою душу. Потом, уже взрослой женщиной, она как-то невзначай проговорилась, что размышления и разговоры о любви ей гораздо более свойственны, нежели непосредственные занятия таковой.
А от Роже Вадима ей достался еще имидж киноблондинки – тогда это было модно. Вадим уже создал одну диву, Брижитт Бардо, и пытался повторить успех, но в случае с Денев, честно говоря, преуспел мало. То, что он хотел из нее вылепить очередную куколку, − особого понимания у зрителя не встретило. Она же взяла у любовника-учителя то, что сочла нужным, и пошла своим путем. «Я сама себе Пигмалион», − скажет она много лет спустя.
Она вообще человек редкостно уравновешенный и спокойный, «головной» − ну типичный «ботаник». Она действительно называет самым значимым жизненным достижением… свой сад и желала бы в следующем земном воплощении стать лимонным деревом.
Однако было бы несправедливым подозревать Катрин Денев в эмоциональной холодности и внутренней несексуальности – ведь самой ее знаменитой ролью стала роль в фильме Луиса Буньюэля «Дневная красавица» (1967), где она весьма убедительно играет скучающую жену респектабельного буржуа. Та, ради воплощения своих эротических фантазий, днем, когда супруг на работе, подрабатывает в борделе. И это через три года после триумфа целомудренных «Шербурских зонтиков», когда весь мир запел «я буду любить тебя всю жизнь», а школьницы (и те, кто постарше) стали спешно отращивать волосы и завязывать их бантиком на темени!
Откровенность, сексуальная и психологическая, таких фильмов как «Отвращение» Романа Полански и «Тристана» Луиса Буньюэля, уже не слишком пугавшая европейцев, будоражила публику по ту сторону Атлантики. Там еще не отошли от т.н. Кодекса Хейса, отмененного, но незабытого, строго регламентировавшего всякого рода «вольности» на экране. Приглашение Катрин Денев в Голливуд еще раз доказало киномиру – европейские звезды могут успешно играть там только таких же иностранок как они сами. Американки из них никакие, пусть даже Катрин Денев сравнивали с Гретой Гарбо, Марлен Дитрих и другими европейским дивами, заезжавшими на Фабрику Грез.
Как ни говори, американское и европейское кино – это два разных продукта, и ингредиенты у них тоже разные.
Заметим также, что в весьма значительной части, картины, в которых снималась Денев, являются экранизациями известных, ладно скроенных романов. Это не случайно. Катрин – человек, любящий уединение, много читающий. Помимо этого, она рано приобрела статус звезды и, как следствие, право выбирать первой из лучшего. Вот она и выбирала сценарии с проверенной на читателе крепкой драматургией. Замечательно – что тут еще скажешь!
Является ли Катрин Денев истинно великой актрисой? Возможно, нет. Но она очень разумная актриса, умевшая еще смолоду выбирать талантливых режиссеров и овладевать актерским мастерством прямо на съемочной площадке. Она быстро поняла, что ее личико, не очень подвижное, в богатой мимике как раз и не нуждается – на него и так можно смотреть часами. Кроме того, со временем она обнаружила, что лучше всего чувствует себя именно на съемках – это ее мир… Правда, целоваться перед камерой, даже с Аленом Делоном, ей совсем не нравилось. Катрин никогда не скрывала, что не понимает, что такого находят в нем многочисленные поклонницы… Вот Жерар Депардье – это да! Это настоящий друг, с которым можно говорить сутками напролет! И только о любви…
Нет, было в ее жизни и краткое замужество, тоже по любви, еще один длительный, страстный роман, за развитием которого, трепеща, наблюдал весь мир, и рождение еще одного желанного ребенка, дочери Кьяры Мастроянни. Но ни из одной своей амурной связи Катрин Денев не сделала пиара, не разыграла публичной трагедии, просто уходила от мужчин задолго до того, как страсть пошла бы на спад и … могла причинить ей боль.
А еще выиграла немало судебных процессов против тех, кто вторгался в ее личную жизнь.
В остальном она себя никак не ограничивает – никогда не сидела на диете, не отказывается от хорошего вина, с возрастными изменениями борется косметическими, но не хирургическими методами. Катрин Денев говорит, что в этой борьбе рассчитывает на хорошие гены, унаследованные от матери. О том, что в кино Катрин Денев попала не за красоту, а за великолепные актерские данные, свидетельствует тот факт, что она никогда не исчезала с экрана, появляясь в двух-трех новых картинах в год. Даже по необходимости снимаясь в телесериалах, она работает над ними точно так, как над первыми своими серьезными фильмами. Молодость прошла, мастерство появилось, а успех остался. Примите к сведению, самонадеянные «звездочки» сериалов!
Да и всем нам жизненный опыт мадемуазель Денев принять к сведению не грех – быть самой собой и поступать только так, как считаешь нужным!
Читайте также: «Катрин Денев: «Зрелость — лучший возраст»