Как найти свой любимый театр? Как получить от любимого спектакля максимальное впечатление? Как стать идеальным театральным зрителем? Несколько очень простых советов помогут вам сделать каждый свой выход в театр настоящим, огромным и незабываемым удовольствием.
1. Первое и главное — это понять, что вам нравится в литературе, в музыке, в кино, и уже отталкиваясь от этого выбирать для себя спектакль. Если, условно, вам нравится Дина Рубина и Людмила Улицкая, то скорее всего вам понравится, как ставят спектакли Генриетта Яновская и Мастерская Петра Фоменко, и играет на сцене Марина Неелова и Юлия Пересильд.
2. Если вы гражданский активист, то вам, безусловно, стоит побывать в Театре.doc и в Центре Драматургии и режиссуры на Беговой – эти два места стали абсолютно «политическими» театрами сегодня в Москве. Но и на главных сценах столицы очень даже можно найти отклик своей гражданской позиции: на спектаклях Константина Богомолова − вы всласть посмеетесь и поужасаетесь окружающей действительностью.
3. Если же, наоборот, вы хотите отвлечься от реальности, переключиться, забыть о своих проблемах, то стоит сходить в Театр Елены Камбуровой – это чистое искусство. Искусство ради искусства. Виньетка. Красота и сплошное удовольствие.
4. А если вы предпочитаете прозу Сорокина, то на спектаклях режиссера Кирилла Серебренникова вам, скорее всего, будет интересно – это схожие по группе крови явления культуры.
Хорошо бы понять, хотите ли вы, выбирая спектакль на конкретную дату, поплакать или посмеяться. Вот так вот просто: театр – это же дело очень простое, затрагивающее наши самые глубинные архетипы, поэтому всякие сложные «измы» и излишние тонкости тут ни к чему. Спектакль должен поразить вас, опрокинуть, заворожить, пленить – тогда он сработал. Но для того, чтобы это произошло, нужно правильно выбрать для себя спектакль.
5. Если вы хотите посмеяться – идите на проверенную комедию: все спектакли театра «Квартет И», МХТ, Театр имени Пушкина и спектакли Евгения Писарева в других театрах – скорее всего, вам там будет смешно.
6. Если хотите поплакать и пострадать, то вам стоит отправиться в «Современник». Или спектакли Генриетты Яновской в ТЮЗе – более заинтересованного, внимательного, сострадающего взгляда на человека, его слабости и взлеты, его мысли и мечты – может, и не найти в современной театральной Москве. Или Камы Гинкаса там же, в ТЮЗе, где играет Игорь Ясулович. И так играет, что забыть не возможно. Посетите спектакли Туминаса с Маковецким в главной роли в театре Вахтангова.
7. Если вам хочется подумать в театре, то стоит пойти на спектакли Миндаугаса Карбаускиса – в его спокойных, взвешенных, идеально отмеренных на весах точности спектаклях очень много мыслей. Они не сразу проникают в вас, скорее, они прорастают через несколько дней после спектакля. Но они остаются в вас надолго и заставляют немножко по-другому смотреть на мир и на себя, чем вы привыкли. РАМТ, МХТ, Табакерка ставят очень умные, тонкие, спокойные и потрясающе сделанные спектакли, о которых вам будет интересно размышлять спустя какое-то время после просмотра.
Но вот спектакль выбран и вам осталось только прийти на него, сесть в зал и получить максимальное впечатление от увиденного. Как это сделать? Здесь тоже есть несколько «секретов», которые помогут вам стать идеальным зрителем.
1. Во-первых, хорошо бы, если вы уже выбрали спектакль, подготовиться к нему – перечитать соответствующую главу из «Карамазовых», например. Тогда ваше впечатление будет сильнее – вы словите больше нюансов, полутонов, поймаете больше смыслов, чем если вы первые 15 минут просто будете стараться понять, кто кому тут кто в спектакле.
2. Во-вторых, нужно выбрать правильную компанию для похода в театр. Для комедии лучше взять подружку-хохотушку или приятеля, с которым всегда есть о чем поговорить. Для спектаклей серьезных лучше взять партнера помолчаливее, чтобы своей трескотней он не отвлекал вас от впечатления. И чтобы он сам получил удовольствие от спектакля.
3. В-третьих, на спектакль имеет смысл прийти чуть заранее, чтобы не бежать, не нестись, чтобы не влетать в зал в последнюю минуту, чтобы немножко успеть выдохнуть – как в йоге. Ведь на театр, как и на практику, нужно настроиться. Поэтому обязательно, всегда выключайте свои мобильные. Они мешают не столько артистам – те уже привыкли, столько вам самим. Постарайтесь на время спектакля перенестись в другой мир, прожить другую жизнь, освободиться от себя полностью, и тогда впечатление от спектакля действительно окажется сильным.
И последнее. Вообще-то театр – это дело очень веселое, пружинистое, талантливое и азартное. Поэтому к нему и к себе в нем так и надо относиться: с легкой внутренней улыбкой.