Сериалы – основной продукт нашего телевидения. Так повелось с 90-х годов, когда бразильское и мексиканское «мыло» пришло в страну и в каком-то смысле помогло пережить трудные времена. Еще бы, ведь там утверждались замечательно духоподъемные вещи! Любовь всегда побеждает. Все люди делятся на героев и злодеев, но зло непременно будет наказано. Проблемы исчезнут сами, и все как-нибудь образуется. В любых обстоятельствах надо оставаться добродетельным, и тогда за перенесенные страдания ты обязательно будешь вознагражден.
Бразильский и мексиканский менталитеты совпали тогда отчасти с еще работающими советскими идеалами, отчасти со сказочностью русской натуры, и успех многочисленных «Изаур» оказался колоссальным.
Последние лет десять в России интенсивно снимаются собственные сериалы, которые и занимают львиную долю эфира. Основным потребителем телепродукции у нас, как известно, являются женщины, которые жаждут, собственно, того же, что и в «изаурские» времена – романтики и эмоций. Они по-прежнему хотят видеть на экране носителей моральных норм и истории про сохранение идеалов. Создатели современных российских «мыльных опер» это учитывают: им продавать продукт. Но никто не учитывает, что по большому счету сериал для аудитории есть средство познания жизни. Подсказки на тему, что такое хорошо и что такое плохо, как познакомиться, как разойтись, как преодолеть ту или иную проблему – большинство черпает именно из телесериалов. И откуда бы еще, если «самая читающая нация» читать перестала? Не из социальных же сетей, прерогативы меньшинства. И не из кабинета психоаналитика.
Время прошло, жизнь изменилась, а сериалы все демонстрируют нам «сон золотой»! (Если, конечно, это не жанр криминальной драмы). И все та же в них знакомая героиня – терпеливая, страдающая и все понимающая, входящая в горящую избу и обретающая счастье исключительно через страдания и муки. Первый вопрос: такова ли на самом деле современная российская женщина? И второй: почему героиня западных сериалов отнюдь не стремится страдать, а быстро понимает, что надо бы как-то изменить себя и свою, если она неудачна, жизнь? Тотчас при этом приступая к реализации.
Можно ответить вопросом на вопрос. А почему, когда садишься на международный рейс, возникает ощущение, что садишься в машину времени? Да потому, что мы отстаем от цивилизованного мира по всем статьям лет на тридцать. Американские сериалы 70-80-х годов прошлого века вполне напоминают нынешние российские (сегодняшние, они совсем другие, в другом темпе снятые, более сложно разработанные, более качественные... И, между прочим, более интересные, чем «большое» голливудское кино). Любой современный западный сериал в первую очередь представляет зрителю модели нынешней или предстоящей жизни, тогда как наш констатирует, что было в прошлом и как оно определяет настоящее. Понятно, что в России другая жизнь и другое о ней представление, но, думается, главное различие в том, что на Западе – культура протестантская, а у нас – православная. Мы лишены американского индивидуализма, немецкой основательности, французского умения не унывать... Выходит, судьба у нас такая особая – страдать и терпеть, а от судьбы, как известно, не уйдешь. Поэтому и героини наших сериалов терпят и страдают в ожидании награды за свою добродетель. Которая непременно предоставляется в финале в виде свадьбы, чудесного избавления и наказания порока.
Упорно придерживаться красивой сказочности – не есть ли примета менталитета стран третьего мира? Таких как Мексика, Бразилия, Индия и, получается, Россия. Кстати, о сказках. Недавно социологи провели опрос, с каким сказочным героем отождествляет себя российский электорат. Оказалось, что наши женщины хотели бы быть Золушками в ожидании принцев, а наши мужчины — Емелями с золотыми рыбками. Тут уж не поговоришь об активной жизненной позиции...