Начнем подведение итогов с самых «громких» премьер года, которые высоколобые критики с некоторой долей снобизма любят называть мейнстримом. Однако, именно эти фильмы являются локомотивами индустрии кино. Здесь вращаются баснословные бюджеты, снимаются актеры первого эшелона, открываются новые таланты и совершаются настоящие открытия в плане технологий. В конце концов, именно они заставляют нас идти в кинотеатры, где мы восхищаемся мастерству режиссеров, фантазии сценаристов и буйству спецэффектов.
5 место − «Прометей», реж. Ридли Скотт
Без преувеличения будет сказано, что это кино, о котором мечтали 15 лет. А именно столько времени прошло с момента выхода четвертой части фантастической саги «Чужой». Восторгу фанатов не было предела, когда два года назад стало известно, что режиссером «Прометея» назначен сам Ридли Скотт и, хотя фильм не будет иметь непосредственного отношения к «Чужому», определенная связь с ним намечается. Результат получился неоднозначным. Картину одновременно превозносили и называли абсолютным провалом. При этом все отмечали великолепную работу Скотта как постановщика и отчаянно ругали слабый сценарий и обилие сюжетных огрехов. Тем не менее, «Прометей» никого не оставил равнодушным и с лихвой окупился в прокате.
4 место − «Темный рыцарь: Возрождение легенды», реж. Кристофер Ноллан
Проведя 8 лет в добровольном заточении, главный герой фильма Брюс Вейн (Кристиан Бейл) вынужден вновь облачиться в костюм Бэтмена, когда Готэм-сити оказывается под атакой безжалостного террориста Бейна (Том Харди). «Возрождение» - фильм, по праву разделивший с «Прометеем» звание «самое ожидаемое кино 2012 года». Финал эпической трилогии Кристофера Нолана о приключениях борца с преступностью в черном плаще и маске летучей мыши. Режиссер ясно дал понять − его работа над данной темой закончена. А сделал он, надо заметить, многое: вдохнул новую жизнь во франшизу о Бэтмене, породив настоящий культ, убедительно доказал, что экранизация комикса может быть реализована в «серьезном» драматическим кино и задрал планку качества на столь недосягаемую высоту, что вряд ли кто-то отважится в ближайшее время бросить ему вызов. Не говоря уже о том, что трилогия собрала в общей сложности $2,5 млрд…
3 место − «Девушка с татуировкой дракона», реж. Дэвид Финчер
Экранизация одноименного бестселлера шведского писателя Стига Ларссона. Главная героиня, Лисбет Саландер (Руни Мара, «Социальная сеть») – юная бунтарка, социопатка, хакерша. По стечению обстоятельств она становится напарницей известного журналиста Микаэля Блумквиста (Дэниэл Крейг) и помогает ему в расследовании исчезновения племянницы мультимиллионера Хенрика Вангера (Кристофер Пламмер). Мрачный и напряженный триллер, снятый Дэвидом Финчером («Загадочная история Бенджамина Баттона») был с интересом встречен публикой и получил хорошую критику. Претендовал на четыре «Оскара», получив приз за монтаж, и премию «Сатурн» как лучший фильм ужасов/триллер.
2 место − «007: «Координаты Скайфолл», реж. Сэм Мендес
Двадцать третий (!) фильм об английском шпионе Джеймсе Бонде. В ролях все те же, что и в прошлой части: Дэниэл Крейг, М и темноволосые красотки. На премьерном показе овацию вызвал образ супостата Бонда – кибертеррориста Рауля Сильва, роль которого исполнил перекрашенный в блондина неподражаемые Хавьер Бардем. Ожидаемый успех фильма утвердил создателей Бондианы в решении продолжить сотрудничество с Крейгом еще в двух эпизодах, а дальше место вакантно… Так или иначе киноистория Джеймса Бонда не разочаровала своих преданных поклонников и не менее преданных рекламных партнеров, отвечающих за «лакшери».
1 место − «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 2», реж. Билл Кондон
Заключительная (по крайней мере, по заверениям создателей) экранизация романов Стефани Майер о любви простой девушки Беллы и вампира Эдварда. Белла таки стала кровопийцей, родила дочь и готовится к смертельной схватке с конкурирующим кланом. Сериал может и не поборол «Гарри Поттера» в плане популярности, но что он стал флагманом всемирного увлечения вампирской тематикой – это точно. А Кристин Стюарт и Роберт Паттисон благодаря «Сумеркам» из малоизвестных исполнителей второстепенных ролей превратились в звезд с миллионными гонорарами.
К сожалению, в рамках одного обзора невозможно рассказать обо всех блокбастерах, гремевших с киноэкранов в течение года. Тем более, что каждому можно посвятить отдельный материал. Это и «Облачный атлас», «Хранитель времени» Мартина Скорсезе, и четвертая часть еще одного вампирского сериала «Другой мир», и «Новый Человек-паук», и две новые сказки от Тима Бартона «Мрачные тени» и «Франкенвини», и ремейк классического уже боевика «Вспомнить все» с Колином Фаррелом вместо Арнольда Шварценеггера, и третьи «Люди в черном» с третьим же «Мадагаскаром» и четвертым «Ледниковым периодом» и еще несколько хороших (и так себе) фильмов.
Сбавим темп и поговорим о кино иного плана. Оно редко может похвастаться гигантскими бюджетами и зрелищностью, но ничуть не уступает блокбастерам звездностью имен артистов и создателей. И именно фильмы этой категории становятся обладателями престижных наград и участниками международных фестивалей. Итак, наши фавориты:
5 место − «7 дней и ночей с Мэрилин», реж. Саймон Кертис
Трогательная история короткой дружбы молодого помощника режиссера и одной из ярчайших кинозвезд ХХ века. Скромный бюджет, звездный актерский состав (Джуди Денч, Джулия Ормонд, Эмма Уотсон, Кеннет Брэна) и целая корзинка номинаций, от «Оскара» до BAFTA. Мишель Уильямс («Горбатая гора»), великолепно исполнившая роль Мэрилин Монро, получила заслуженный «Золотой глобус». А по мнению многих кинокритиков – имела больше основания получить «Оскар», чем Мэрил Стрип за роль британского премьер-министра.
4 место − «Железная леди», реж. Филлида Ллойд
Фильм-посвящение Маргарет Тэтчер, снятый английским режиссером Филлидой Ллойд («Mamma MIA!»). Сцены из жизни отошедшей от дел премьер-министра, борющейся со старческим слабоумием, перемешиваются с воспоминаниями о молодости и знаковых этапах ее карьеры, когда Тэтчер правила Великобританией. Роль «железной леди» мастерски исполнила Мэрил Стрип, получившая за свою работу «Оскара», «Золотой глобус» и награду Британской академии.
3 место − «1+1», реж. Оливье Накаш и Эрик Толенадо
Комедия, при просмотре которой удержаться от смеха до слез не получалось ни у кого. «1+1» действительно стал обязательным для просмотра фильмом. Парализованный аристократ и миллионер Филипп неожиданно для своего окружения берет в личные помощники выходца из Сенегала Дриссу, бездельника и мелкого уголовника. По-французски смешной, добрый и трогательный фильм о дружбе и взаимовыручке с одинаковым успехом был встречен как критиками, так и зрителями (более $400 млн. кассовых сборов при бюджете в $12 млн.!), а также выдвинут на соискание премии «Оскар-2012».
2 место − «Любовь», реж. Михаэль Ханаке
Второй год подряд австрийский режиссер Михаэль Ханаке становится главной персоной Каннского фестиваля и увозит оттуда главный приз – Золотую пальмовую ветвь за лучший фильм. И если в прошлом году «Белая лента» стала очередным для Михаэля Ханаке жестоким диагнозом о необратимых «болезнях» европейского общества. То новая работа режиссера, столько лет ненавидящего человечество, – о любви. Главные роли исполняют Жан-Луи Трентиньян («Мужчина и женщина») и Эмманюэль Рива («Хиросима. Моя любовь»). И если еще не видели – смотрите, спорьте, думайте.
1 место − «Артист», реж. Мишель Хазанавичус
Фильм-сенсация. Кино, покорившее мир не столько своим содержанием (роман между звездой Голливуда 1920-х г.г. и начинающей актрисой) сколько формой. В эпоху «высоких технологий» французский режиссер Мишель Хазанавичус пошел на смелый эксперимент и снял черно-белую немую картину, создав яркую, захватывающую и остроумную стилизацию под кино начала прошлого века. Результат: восторги зрителей, овации прессы и восхищение критики. Плюс: «батальон» наград всевозможных конкурсов и фестивалей, в числе которых – пять «Оскаров», три «Глобуса», семь Золотых масок Британской академии и шесть «Сезаров». Исполнитель главной роли Жан Дюжарден («99 франков») был неоднократно назван «Лучшим актером», завоевав, в том числе, каннскую Золотую пальмовую ветвь. В Каннах же специальной награды удостоился терьер Угги, сыгравший собаку Артиста.
Закончим на «патриотической» ноте − вспомним, что примечательного случилось с российским кинематографом в 2012 году. Вопреки минимальному прокату на родине, многие российские картины были отмечены на мировых киносмотрах. Надеемся, что вы также обратили внимание на эти киноработы наших соотечественников и гордитесь их успехами, как и мы.
5 место − «Орда», реж. Андрей Прошкин
Историческая драма Андрея Прошкина, события которой разворачиваются в XIV веке. Московский митрополит Алексий отправляется в столицу Золотой Орды, чтобы вылечить внезапно ослепшую мать хана Джанибека. Эпическое полотно, снятое при активной поддержке РПЦ. Актеров и статистов собирали едва ли не по всей Средней Азии, над костюмами и декорациями работали лучшие специалисты, спецэффекты делали ориентируюсь на примеры Голливуда, а консультировали ученые-историки. Автор сценария – Юрий Арабов («Доктор Живаго», «Юрьев день»), оператор – Юрий Райский («Формула любви», «Бой с тенью»), композитор − Алексей Айги («Страна глухих»). Главные роли исполнили Максим Суханов и Андрей Панин. На ММКФ «Орда» получила двух Серебряных «Святых Георгиев».
4 место − «В тумане», реж. Сергей Лозница
Экранизация одноименной повести Василя Быкова. События разворачиваются в белорусском лесу, где двое партизан ведут на расстрел простого путевого обходчика, обвиненного в пособничестве оккупантам. Картина Сергея Лозницы («Счастье мое») стала обладательницей гран-при кинофестиваля «Зеркало» имени Тарковского, главных наград Ереванского и Одесского фестивалей, а также премии ФИПРЕССИ в Каннах.
3 место − «Измена», реж. Кирилл Серебренников
К счастью, имя Кирилла Серебренникова в этом году чаще вспоминали в связи с премьерой его новой киноработы, а не говоря о скандале, связанном с его пришествием в Театр им. Н.В Гоголя. «Фильм-катастрофа», по словам режиссера, об отношениях между мужчиной и женщиной, впервые был представлен публике на кинофестивале в Венеции. Здесь измена показана как крушащая все на своем пути сила, подобная урагану или землетрясению. Одну из главных ролей исполнила вокалистка поп-группы «ВИА ГРА» Альбина Джанабаева, по словам режиссера, она показала себя как «серьезная, драматическая киноактриса, а не как человек из шоу-бизнеса».
2 место − «Фауст», реж. Александр Сокуров
Авторская экранизация поэмы Гете от, пожалуй, главного кино-интеллектуала России и стабильного «поставщика» престижных европейских наград Александра Сокурова. Хотя российским «Фауст» можно назвать с некоторыми оговорками: снят полностью на языке, на котором был написан первоисточник, а все роли исполнили немецкие актеры. Впрочем, «Золотой лев» Венецианского фестиваля позволяет забыть о подобных условностях. Примечательно, что российские кинозрители увидели картину одними из последних в мире. В то время, как мы смотрели «Елки» и «Высоцкого», «Фауст» Сокурова с успехом шел в европейском кинопрокате…
1 место − «Кококо», реж. Дуня Смирнова
Трагикомедия о современных реалиях нашей жизни. Одна – музейный работник, тихоня и домоседка (Анна Михалкова); вторая – разбитная провинциалка, приехавшая развеяться в городе на Неве (Яна Троянова). Их случайное знакомство перерастает в дружбу по принципу «противоположности притягиваются». Главный вопрос − кто кого? Быдло интеллигенцию или наоборот? Автор сценария и режиссер – писательница и телеведущая Дуня Смирнова.
Таким вот вышел 2012-й киногод. Нам остается поздравить вас с наступающими праздниками и прибавить к многочисленным пожеланиям увидеть в следующем году как можно больше хороших фильмов!