Видео по теме
Киноверсия «Джейн Эйр» военных лет примечательна тем, что роль мистера Рочестера исполняет воистину демоническая киноличность − Орсон Уэллс, режиссер фильма «Гражданин Кейн», который критики до сих пор считают фильмом №1 всех времен и народов. А радиоспектакль «Война миров», поставленный Орсоном Уэллсом, вызвал настоящую панику среди американцев, заставив поверить в реальное вторжение марсиан. Следующими после мистера Рочестера классическими персонажами, изображенными на экране Уэллсом, стали Макбет и Отелло. Оцените масштаб личности!
Снятая BBC 4-серийная телеверсия романа – одна из самых популярных у поклонников творчества Шарлотты Бронте. Шесть с половиной часов фильма позволяют практически дословно воспроизвести на экране произведение, что вызывает единодушное одобрение зрителей. Но даже не за эту дословность так любим этот фильм. Покорил сердце Джейн Эйр, а заодно и всех кинозрительниц, Эдвард Рочестер в исполнении Тимоти Далтона.
Поклонники утверждают, что именно Далтон – идеальное воплощение героя романа. И никого не смущает, что книжный Рочестер не был хорош собой, в отличие от прославленного актера. Да и как можно устоять перед мужчиной, которому удавались роли и сногсшибательного Бонда, Джеймса Бонда, и очаровательного Ретта Батлера.
Фильм 1996 года режиссировал великий итальянец Франко Дзеффирелли – автор канонической киноверсии «Ромео и Джульетты». Имея огромный опыт в воплощении на экране человеческих страстей нечеловеческого масштаба, Дзеффирелли снял, пожалуй, самую эмоциональную версию «Джейн Эйр». Французская актриса Шарлотта Генсбур, которой по происхождению чужда английская сдержанность, изобразила на экране самую любящую и страдающую Джейн за всю киноисторию романа. Образ настолько удался, что актриса может претендовать на звание лучшей Джейн Эйр. А вот мистер Рочестер в этой экранизации разочаровал поклонников романа. А ведь режиссер всего лишь, следуя первоисточнику, сделал экранного героя малопривлекательным. А еще эти рыжие волосы...
Стремясь повторить успех двадцатилетней давности, в начале 2000-х британцы вновь сняли многосерийный фильм «Джейн Эйр». В этой версии киноромана отдельно стоит отметить работу художников картины. Все эти «глухие» платья, красный бархатный галстук Джейн (!), сизые туманы, окутывающие поместье, содержат смысла не меньше, чем знаменитые диалоги героев. А вот эротические сцены фильма (по современным меркам очень даже невинные) повергли в шок знатоков романа, утверждавших, что «Шарлотта Бронте в гробу перевернулась» после телепремьеры сериала.
Удивительно, но говоря об этой киноверсии, поклонники жалуются на сбивчивость сюжета и недосказанность, мол, «не все понятно и неожиданный конец». Это после десяти-то экранизаций и вдоль и поперек перечитанного романа непонятно?! К счастью, все эти «недостатки» не отразились на удачной прокатной истории картины и дальнейшей более чем успешной кинокарьеры исполнителей главных ролей. Образ мистера Рочестера в фильме воплотил любимец кинофестивалей Майкл Фассбендер. После съемок в провокационном фильме «Голод», для которого актер похудел на 20 килограммов, работа над «Джейн Эйр» доказала всему киномиру, что Фассбендер – актер-универсал: может сниматься и в блокбастерах, и мелодраму сыграть, и артхаусом любим.