То, что они продолжаются и в новом тысячелетии, означает, что опера жива настолько, чтобы провоцировать бурные дискуссии.
Опера жива!
И то, что нет в ней ничего элитарного, непонятного, устаревшего, но имеется бездна прекрасного, кажется, не вызывает сомнения даже у ее недоброжелателей. И слушать оперу хотя бы в отрывках – арии, дуэты, увертюры и другие оркестровые номера, можно безо всякого напряжения. Просто надо отрешиться от представления, что это нечто громоздкое и непроницаемое. Ведь оперные арии и дуэты – это просто мелодичные песни, только называются по-другому. Европейская опера зародилась и достигла расцвета в Италии, поэтому, так или иначе, несет в себе это куплетное построение. Есть, конечно, у оперы и национально-культурные особенности…
Например, музыкальный материал французских опер организован довольно сложно, его на ходу напевать вряд ли у всех получится. Ария из немецкой оперы – нечто на большого любителя. Долгий, подробный монолог, исполнять который и не все профессионалы-то берутся. Существует даже разряд так называемых «вагнеровских» певцов, способных качественно исполнять многочасовые эпопеи Рихарда Вагнера.
Проще и приятнее всего иметь дело с итальянской классической оперой 19-го века: там песенность и понятная мелодика отдельных номеров чувствуется лучше всего. Поэтому звукозаписывающие компании, которые часто выпускают сборники оперных арий, знают, что даже те, кто не может или не хочет ходить в оперный театр, в записи известные арии в исполнении «звезд» будут слушать охотно.
В подарочный альбом «OPERA ARIAS», изданный в 2011 году, вошли оперные отрывки в разное время записанные компанией Decca. Как в отношении авторов, так и в отношении исполнителей этот диск – настоящая сокровищница, хоть и небольшая, всего 18 номеров. Заметим справедливости ради, что итальянской музыки здесь немного. Но зато, какие это «жемчужины»!
Единственный чисто хоровой отрывок на диске – это хор из оперы «Набукко» («Навуходоносор») Дж. Верди. В трудные для итальянцев времена, когда Италия представляла собой кучку разрозненных княжеств, это произведение играло роль национального гимна. Вот так в Италии государства не было, а гимн, который знали и пели все – был. Стоит послушать…
Одна из самых блистательных примадонн всех времен и народов сопрано Рената Тебальди представлена на диске двумя отрывками: арией Лоретты из «Джанни Скикки» Дж. Пуччини и арией Вали из одноименной оперы А. Каталани. Наследие последнего трудно сравнимо с тем, что сделал для музыки Пуччини, но этот, практически единственное широко известное его сочинение, замечательно, мелодично и трогательно.
Что касается великого маэстро Пуччини, то он представлен на этом диске как никто другой. Среди записей есть истинная «жемчужина» – первая из двух арий Марио Каварадосси («Тоска») в записи лучшего, как считают знатоки, оперного певца в истории музыки, красавца-тенора Франко Корелли. Не менее известную арию Тоски здесь исполняет уроженка Новой Зеландии, наполовину ирландка, наполовину маори леди Кири Дженетт Те Канава.
Вообще, исполнители, представленные на диске, не обязательно итальянцы. Скажем, каватину Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), знакомую даже тем, кто к оперному театру близко не подходил, исполняет выдающийся американский баритон Шерилл Милнз.
Из итальянских «звезд», хорошо знакомых российскому меломану, следует упомянуть очаровательную Миреллу Френи с арией Чио-Чио-Сан из «Мадам Баттерфляй» Пуччини и воплощенное средиземноморское жизнелюбие Лючано Паваротти с бессмертной «Сердце красавицы» («Риголетто» Дж. Верди). Но вот магическую «Каста Дива» из «Нормы» В. Беллини на этом диске поет австралийка Джоан Сазерлэнд, и делает это превосходно. И как можно было бы представить себе этот диск без умопомрачительной «Застольной» из «Травиаты» Дж. Верди, где с Джоан Сазерлэнд поет одни из лучших теноров 20 века Карло Бергонци!
Из неитальянских опер в этом параде лидирует, конечно, «Кармен» Ж. Бизе, отрывки из которой исполняют американка Мерлин Хорн и бельгиец Жозе ван Дам. Есть на этом диске и неизбывный Моцарт, и чувственный Сен-Санс… Здесь есть все – для удовольствия, отдохновения... Даже для чистых, сентиментальных слез…
Любите оперу, слушайте ее, и будете жить долго и счастливо! Нет, это не голословное утверждение и не фигура речи. Подавляющее число оперных «звезд» – долгожители. Это исторический факт. Так действует Бессмертная Опера на своих почитателей.