Она никогда не училась вокалу. Ее чудесный голос и талант были даром свыше. А еще судьба подарила ей 10 встреч – неожиданных и долгожданных, счастливых и трагичных, но без них мир никогда бы не узнал и не услышал ту Анну Герман, без песен которой невозможно представить эпоху 1970-х.
Встреча первая: Герман Бернер. С молодым человеком, который спас семью будущей великой певицы от скитаний, нужды и страха репрессий, судьба свела не Анну, а ее маму – Ирму Герман. Женщина, потерявшая мужа и брата в сталинских лагерях, похоронившая маленького сына, работавшая с утра до ночи, чтобы старая мама и дочь Аня не умерли с голоду, увидела знак провидения в том, что имя влюбленного в нее поляка совпадает с фамилией ее мужа. Он помог семье перебраться в Польшу, подальше от Советского Союза, где в любой момент им могли припомнить немецкие корни. Но счастливой семьи не получилось: вскоре Бернер погиб на войне.
Обустроиться в Польше тоже было непросто, и все-таки жизнь потихоньку наладилась. Женщины сняли маленькую комнату в коммуналке во Вроцлаве, Ирма устроилась учительницей в школу недалеко от дома, а Анна пошла в нее учиться. Девочке было непросто: она не знала ни слова по-польски, и учила язык с нуля. Но благодаря упорству и явным способностям к языкам за 10 лет выучила не только польский, но и итальянский, французский и даже немного монгольского. К тому же, девочка отлично рисовала. Ее художественные работы, а позже и чертежи считались самыми красивыми и аккуратными.
Встреча вторая: Богуся и Янечка. После школы Анна сообщила маме, что хочет стать художником, но Ирма не одобрила такой выбор. Художник – профессия легковесная, на нее семью не прокормишь, отрезала настрадавшаяся труженица. И Анна отправилась на геологический факультет. Более «земную» профессию найти было трудно. Способная девушка получила степень магистра геологии. И, возможно, провела бы не один десяток лет в долгих экспедициях, с рюкзаком за плечами. Но две лучшие подруги, с которыми свела Анну судьба, сами того не понимая, круто изменили ее жизнь. Первая, Богуся, обеспечила будущей «звезде» в прямом смысле слова божественный дебют. Девушка собиралась замуж и настояла, чтобы Анна обязательно спела в костеле во время церемонии. Невеста обладала завидным напором, и старый регент, категорический противник всякого рода вольностей, все-таки уступил Богусе. Анна запела «Аве Мария», и у органиста задрожали руки. Но никто не заметил, что мелодия звучит как-то неуверенно – люди внимали голосу Анны со слезами на глазах.
Триумф на свадьбе подруги заставил Анну поверить в свой талант. Но это было еще полдела. Главный шаг к карьере певицы ей помогла сделать еще одна подруга – Янечка Вильк. Она втайне от Анны договорилась с дирекцией вроцлавской эстрады о прослушивании, а потом поставила подругу перед фактом: завтра тебя ждут в таком-то кабинете в такое-то время.
Через несколько дней после такого неожиданного экзамена молодая певица уже давала первый концерт.
Встреча третья: Збигнев. Встречу Анны с будущим мужем любовью с первого взгляда не назовешь. А вот со второго – точно. Молодой физик из Варшавы Збигнев Тухольский приехал во Вроцлав на практику. Город встретил его сильным зноем, и парень думал только о том, где бы искупаться. Пришел на пляж и даже внимания не обратил на то, какая красавица загорает рядом, с учебником геологии в руках. Вспомнил о ней только тогда, когда понял, что нельзя оставлять свои вещи без присмотра. Девушка согласилась помочь. Больше они никогда не расставались надолго. Разве что, на время гастролей Анны.
Встреча четвертая: Катажина Гертнер. Главная песня всей ее жизни тоже нашла Анну сама. Просто однажды в дверь молодой певицы постучали, и такая же молодая девушка, представившись композитором, показала Герман несколько своих песен, среди которых были и «Танцующие Эвридики». Анна сразу буквально ухватилась за эту мелодию, предложила Касе (композитор разрешила себя так называть) небольшие правки, и песня обрела новые краски. А в 1964 году с этой композицией Анна Герман покорила один из самых престижных эстрадных фестивалей того времени в Сопоте и получила мировую славу.
Встреча пятая: Анна Качалина. Несмотря на все тяготы, которые Анне довелось пережить в детстве, живя в СССР, она любила свою родину. И с удовольствием отправилась в Советский Союз с делегацией артистов социалистических стран – выступать в Москве на концерте в Доме киноактера.
На фуршете после концерта к Герман подошла женщина и через переводчика представилась Анной Качалиной - директором студии «Мелодия», главной (и единственной на тот момент) звукозаписывающей студии в стране. Качалина предложила Герман записать на «Мелодии» несколько песен. Анна предложила польские и итальянские варианты – песен на русском языке в тот момент у нее в репертуаре не было. Качалина позаботилась о том, чтобы восполнить этот пробел. В итоге материала набралось на целый диск-гигант. Он вышел через год. На пластинке звучали песни Анны Герман на русском, польском, итальянском и английском языках. Кроме того, певица дала десятки концертов во всех крупным городах Советского Союза, и все – с неизменным аншлагом. С тех пор Анна стала частым гостем в Советском Союзе, ее звали в самые популярные музыкальные телепрограммы, и все жители нашей огромной в те времена страны считали Анну Герман своей, не взирая ни на происхождение, ни на место жительства.
Встреча шестая: Рануччо Бастони. Контракт с итальянской звукозаписывающей фирмой «CDI» Герман получила практически одновременно с другим похожим предложением – из Германии. Певица в совершенстве знала итальянский, любила песни этой страны, поэтому сделала однозначный выбор в пользу Италии. Согласно условиям контракта, певица должна была работать в стране три года. Это означало долгую разлуку с близкими, особенно со Збигневом, но тут в Анне проснулась практическая сметка матери: сумма контракта была весьма солидной, на эти деньги певица смогла бы купить жилье для бабушки и мамы.
Личным импрессарио Анны стал Рануччо Бастони. Энергичный и деловой. Как и полагается при его должности, Бастони превратил пребывание Герман в своей стране в настоящую PR-кампанию. По его настоянию Анне кардинально сменили имидж, организовали встречу с прессой и появление на нескольких публичных мероприятиях.
«Я чувствовала себя, как Офелия в сцене безумия… Та девушка в розовом, с улыбкой позирующая для снимков, раздающая автографы, - это была не я», - призналась позже Анна.
И все же главное оставалось неизменным: божественный голос Герман и сумасшедший восторг публики. Искушенные в песенном творччестве итальянцы замирали, едва заслышав голос Анны, и теряли голову с первых же звуков ее песен. А пресса без устали отсыпала комплименты ее итальянскому. По мнению журналистов, у певицы был «безупречный неаполитанский акцент».
Герман записывает диск с итальянскими и неаполитанскими песнями, поет в «Олимпии» вместе с Далидой, участвует в «Евровидении», становится первой «социалистической» участницей культового фестиваля в Сан-Ремо.
Встреча седьмая: Ренато. Молодой, но очень ответственный шофер Ренато Анне нравился. Он был таким же трудоголиком, как и она – работал до изнеможения. Очередной концерт – в маленьком горном городке Форли на юге Италии – закончился после полуночи. Усталая Анна видела, что и шофер измотан долгой дорогой – за время концерта он так и не смог толком отдохнуть. Певица предложила переночевать в гостинице в Форли, но Ренато был непреклонен: их ждут в Милане, там готова гостиница и оплачены номера. По дороге Герман, как могла, тормошила водителя – болтала, развлекала, лишь бы он не уснул. Но усталость взяла свое. Спортивный «Фиат», в котором они возвращались в Милан, улетел в кювет. Анна вылетела через лобовое стекло и через 20 метров упала на груду камней. Водителя прижало к рулю. Помощь пришла только утром. Но в тех обстоятельствах это можно считать везением. Если бы Ренато решил сократить путь и отправился по горной дороге, а не по освещенной автостраде, ждать спасения пришлось бы гораздо дольше. И в итоге спасать, возможно, было бы некого.
Встреча восьмая: Алина Новак. Четырнадцать дней без сознания, жесткий гипсовый «футляр» от подбородка до кончиков пальцев на ногах и страшный приговор врачей: «Жить будете, петь – никогда». Но Анна с детства знала: с невзгодами нужно сражаться до последнего. Очень помогало то, что рядом был Збышек. С ним она заново училась жить, ходить и даже мыть полы. А по вечерам он водил Анну гулять вокруг пруда в парке, оберегая от посторонних глаз. Тело постепенно училось жить заново, а душа изнывала от нестерпимой боли: неужели о песнях и вправду придется забыть?
Именно в этот отчаянный момент в руки Анне попалась книга стихов еще одной ее подруги - Алины Новак. Он назывался «Человеческая судьба». Прочитав всего несколько стихотворений, Анна садится за рояль и одну за другой пишет музыку к этим текстам. Их главная тема – «Радуйся каждому мгновению жизни и всегда улыбайся!» - сейчас близка Анне, как никогда.
В 1970 году зрители рукоплескали вернувшейся Эвридике и снова радовались и плакали от ее песен. «Человеческая судьба» стала «золотым диском», а в 1972-м Збышек наконец сделал Анне официальное предложение руки и сердца. Через три года у них родился сын – Збышек-младший. «Воробышек-бисюля», как называла его Анна. О гастролях, к которым она вернулась с таким трудом, пришлось забыть на целых два года. Теперь главным репертуаром Анны стали колыбельные и песни «про трактора» - сын обожал техническую тематику.
Встреча девятая: Евгений Матвеев. В 1970-е годы за Анной Герман прочно закрепилась слава одной из главных «звезд» советской эстрады. За право предложить ей свои песни боролись самые именитые композиторы того времени. Но лучшая песня Герман на русском языке появилась на свет с легкой руки знаменитого актера и режиссера Евгения Матвеева. Он начал снимать фильм по роману Петра Проскурина «Любовь земная» и решил, что главную песню в картине должна петь именно Герман. Посреди ночи он позвонил композитору Евгению Птичкину, рассказал о своей задумке и попросил написать песню о настоящей, чистой и большой любви. Поэт Роберт Рождественский, узнав о задумке Матвеева и Птичкина, написал великолепные, пронзительные и очень красивые стихи. Так родилась песня «Эхо». Герман влюбилась в эту песню с первого звука. Моментально отправила телеграмму из Варшавы: «Вылетаю. Анна». А прилетев, записала песню без репетиций, с первого и единственного дубля.
Встреча десятая: Завещание бабушки. Гастроли в Австралии в 1980 г стали последними в жизни Герман. Она не может работать – последствия аварии дают о себе знать. К тому же, у певицы обнаружили рак. Впервые Анна вынуждена уступить обстоятельствам. Она еще готова бороться, но организм уже не в силах сопротивляться опухоли. Последние месяцы жизни она проводила наедине с Библией. Книга книг на немецком языке была единственным наследством, которое Анна получила от бабушки. Жизнь в эпоху атеизма, да и напряженный график «звезды», не оставляли певице возможности остановиться, побыть наедине с собой, задуматься о вечном. Встреча с главным духовным завещанием человечества подарила Анне новый творческий всплеск. Она написала музыку к псалмам Давида, к молитве «Отче наш» и к «Гимну любви» апостола Павла.
Анна Герман умерла в ночь с 25 на 26 августа в военном госпитале в Варшаве. Ей было 46 лет. Но каждый, с кем сводила ее судьба, до сих пор несет в себе частичку той светлой и солнечной Эвридики, голос которой проникает в душу сквозь эпохи, страны и времена.