Сериал «Подкидыши» о нежеланных детях, оставленных в бэби-боксах, нашел отклик в сердцах тысяч телезрителей с первой же серии. Александр Мохов сыграл в этом проекте Ивана Ивановича Трофимова – бизнесмена, президента благотворительного фонда «Содействие». Простодушный и тщеславный, он уверен, что сделал в этой жизни много хорошего, и люди обязаны это ценить.
О чем эта история? Чем вас заинтересовал проект? Вы хотите привлечь внимание к проблеме оставленных детей?
Этот сериал про крайне важные, болезненные социальные вопросы. Наша история, как мне кажется, о поисках возможности решить проблему брошенных детей, брошенных в прямом смысле слова. Тема бэби-боксов безумно интересна и неоднозначна, здесь есть о чем задуматься. Пускай проект всколыхнет общество, привлечет внимание к проблеме, начнется полемика и обсуждение. C одной стороны, бэби-боксы реально спасают жизни детей, с другой, кто-то думает, что их существование провоцирует матерей-кукушек на отказ от ребенка, якобы если бы не знала, куда нести, то, возможно, оставила бы… Но эта проблема существовала всегда. Как чудовищно бы это ни звучало, новорожденных находят в мусорных контейнерах и на свалках, оставляют зимой на бетонных ступеньках. Поэтому если бэби-бокс спасет жизнь хотя бы одного ребенка, то идея его существования уже оправдана. На сегодняшний день, я, как человек и как гражданин – за бэби-боксы.
На ваш взгляд, можно ли найти оправдание человеку, который решил оставить своего ребенка?
Страшнее поступка, чем отказаться от своего ребенка, для меня, как отца троих детей, быть не может. Я мог быть плохим мужем, но надеюсь, что хороший отец. Помню, когда Макарка лежал в кроватке, я смотрел на него и у меня текли слезы. Я понимал, что если вдруг что-то случится, я, не задумываясь, отдам свою жизнь за него. Мне кажется у матери, которая 9 месяцев вынашивала ребенка, которая его родила, не может не быть такого инстинкта. И я не понимаю, что должно произойти, как и что перевернуться в голове, чтобы отказаться от родного малыша. Ребенок не игрушка, он личность, человек. Не буду называть фамилии, это известные личности, которые брали детей из детдома, а потом возвращали… Как собачку… Даже собачку нельзя просто так сдать в питомник. А это же ребенок!
По сценарию, некоторые родители, оставившие ребенка в бэби-боксе, одумываются и хотят вернуть его. Стоит ли давать им второй шанс?
Мне нравится персонаж Соколовой, и если она как врач, мать и мудрая женщина дает такой шанс, то, наверное, небеспочвенно. Хотя трудно однозначно ответить. Ситуации могут быть разные, и причина отказа от ребенка – тоже. Человек же может и передумать, могут измениться обстоятельства, он может одуматься. Мы же не знаем, что сподвигло мать так поступить. Может она осознает, что наделала, и потом будет самой лучшей мамой. Я могу размышлять, но выносить вердикт я не имею права. Если такая женщина вдруг искренне передумала, осознала и хочет вернуть ребенка не ради пособия, а потому что у нее проснулись инстинкты, почему не дать ей такой шанс?
А кто может определить, насколько осознанно и искренне мать поменяла свое решение? Если она уже раз отказалась, как быть уверенным, что она не передумает снова?
Наверное, должна быть комиссия, которая сможет принять взвешенное решение по вопросу, стоит возвращать этой матери ребенка или нет… Может, давать ей какой-то испытательный срок, наблюдать, как она будет обходиться с ребенком, насколько она искренна в своем решении… Единственное, если давать второй шанс, то, думаю, ребенку обязательно нужно обеспечить некую социальную защиту. К самим бейби-боксам много вопросов, но к возвращению детей матерям-отказницам – еще больше.
С другой стороны, все мы знаем, что такое детдом – это мини тюрьма, мы знаем, какая там среда. У меня отец детдомовский. Поэтому, лучше если ребенка кто-то усыновит, и он даже не будет знать об этом. Тогда он вырастет в любви.
В центре сюжета – спасение ребенка, подброшенного в так называемое «окно жизни». Сейчас эта тема обсуждается не только на бытовом, но и на государственном уровне. Некоторые считают бэби-боксы «орудием войны против традиционных семейных ценностей». Что вы думаете на этот счет?
Каких семейных ценностей? В нормальной семье вопрос отказа от ребенка даже стоять не может. Семья – это не просто муж и жена, но и дети. Люди, когда женятся, они бога молят о ребенке, и это самое дорогое, что может у них быть – плод их любви. Как можно от этого отказаться? От детей отказывались всегда – оставляли их у монастырей, церквей и т.д. Если псевдо мама решает это сделать, тут уже не важно, есть бэби-бокс, или она оставит его под церковью. В такой ситуации не может быть и речи о существовании семейных ценностей у таких людей.
Если в России существуют бэби-боксы, значит, эта программа работает. В идеале, они должны быть в каждом городе. Вы думаете, тогда все начнут срочно рожать и бегать «сдавать» детей? Ерунда это все. Если мама не хочет ребенка, она все равно от него избавится. А ведь бывает так, что девочка нагуляла ребенка и боится, поэтому отдает его. А потом вдруг одумается и решает – заберу и все. Как ей не отдать?
Когда вы получили сценарий, сразу приняли решение сниматься в этом проекте?
Сначала я прочитал и подумал, что это какая-то утопическая история. А потом уже узнал, что бэби-боксы существуют. Раньше я об этом просто не задумывался. И я стал читать, узнавать, мне стало интересно. Чем неоднозначнее и сложнее тема, тем она больше будоражит. Люди никогда не бывают полностью довольны, всегда и во всем есть свои плюсы и минусы. Но, с другой стороны, где бы были эти дети, если бы их не оставили в «окне жизни»? Погибли бы на помойке, замерзли бы на бетонных ступеньках? Где бы они были, и как бы сложилась их судьба?
Трофимов – неоднозначный персонаж. С одной стороны, он является президентом благотворительного фонда и выделяет немалые суммы на благие начинания. С другой, считает, что люди должны ценить его поступки. Чего в нем больше: тщеславия или желания помочь?
Хороший вопрос. В его случае одно растворяется в другом. Ведь если играешь негодяя – ищи в нем хорошее. Он прагматик, да. Но мне кажется, задумывая все это как коммерческий проект, он, наверное, даже не подозревал, настолько в него поверит и влюбится. Трофимов ведь в итоге совершает действия, не выгодные для него с экономической точки зрения. Он проникается к людям, которые вынашивают этот проект, к той же Соколовой, например. Конечно, вкладывая, он ищет какую-то выгоду, что-то хочет иметь, и это нормально. Но Трофимов мог бы вкладывать в производство, например, алкоголя, и прибыль была бы больше… Многие скажут: как же так? Он же делает бизнес на детях?! Однако в результате он реально им помогает. Поэтому давайте оставим за скобками, что он зарабатывает, если он реально помогает малышам! Благодаря его деньгам и капиталовложениям герои проекта спасли ни одну детскую жизнь!
По его мнению, цель всегда оправдывает средства?
Думаю, да. Но опять же, все взаимосвязано. Первая акция у Трофимова была хитрая - они ведь специально подложили подкидыша, чтобы сделать рекламу. Но потом они спасают одного, второго ребенка. Этот ребенок вырастет, а Трофимов скажет: «Благодаря моей программе он не погиб, попал в нормальные квалифицированные руки», – Почему нет? Вот в этом случае цель оправдывает средства. – «Да, я заработал на детской продукции, но в итоге спас несколько жизней. А все остальное на весах уже неважно». В жизни, когда что-то делаешь и при этом получаешь выгоду, люди всегда двояко расценивают. Мне кажется, именно поэтому к нему и относятся недоверчиво. Даже Соколова сперва видит в нем лишь прагматика. А потом понимает, что он и больницу благоустраивает, и многое другое делает. Трофимов действительно влюбляется в это дело, называет его своим, хочет развивать. И моя позиция на сегодня – это правильно и хорошо.
Меняется ли его образ мыслей по ходу сериала? Какие события влияют на эту «трансформацию»?
Играть персонажа без трансформации – неинтересно. Конечно, мне безумно хотелось бы, чтобы он поменялся. Трофимов – нормальный бизнесмен, который хотел заработать, но вдруг незаметно для себя увлекся проектом.
Иван женат, у него двое детей. Какие отношения у него складываются внутри семьи?
У него определенно есть симпатии к Соколовой – сначала мы не понимаем, это больше по работе, или уже переходит на личные отношения, как мужчины к женщине. Дело в том, что, например, когда они собираются в цирк, он идет туда с семьей Соколовой, а своих детей не берет, якобы они цирк не любят. Значит, там, в семье, не все хорошо. Либо его не понимают, либо нет диалога. А сам про цирк Трофимов говорит, там волшебство, сказка! Он взрослый человек, но, по сути, в душе ребенок! Если у него цирк вызывает такие эмоции, то он не до конца прагматик.
Как на его характере отразился тот факт, что он сирота и воспитывался в детском доме?
Что такое детдом? Это закон джунглей, в котором выживает сильнейший. И у него выработался такой иммунитет на среду, на общество, защитная реакция. Он может за себя постоять, и даже ударить противника, отстаивая честь женщины или друга. Трофимов может быть резким, опять же сказывается воспитание, детство, может, иногда в довольно жесткой форме поставить человека на место. Думаю, он как раз из тех, кто не сломался и выжил в таких условиях. А у него, после всего, через что он прошел, не было самого главного – любви! Как говорит мой учитель Олег Павлович Табаков, ребенок, рожденный и воспитанный в любви, сильно отличается от того, кто рос без любви. Кстати, это доказано и психологами: дети, рожденные в нелюбви, чаще становятся бандитами и преступниками.
Именно поэтому он так искренне увлекается проектом?
Трофимов же вырос без любви, хоть он и не любит об этом говорить. Может быть, благодаря бэби-боксу и усыновлению, брошенный ребенок сможет получить ту самую любовь и вырасти в нормальных условиях. И, может, вкладывая в бэби-бокс, он пытается эту недостающую любовь в скрытой форме получить. Нормальный человек, неважно мужчина или женщина, хочет быть полезным, если он не зациклен на себе. Да, он зарабатывает деньги, но при этом он и для других многое делает.
Какие отношения складываются у него с другими героями?
В Соколовой он увидел настоящего человека, живущего не ради себя. Он замечает, что в отношениях с мужем у нее не все хорошо. И, хотя они не преступают мораль с Соколовой, все же тянутся друг к другу, пусть и неосознанно. Он, например, привозит ей шикарное дорогущее кресло, заметив, что ее крайне неудобное. Мой герой хочет на подсознательном уровне сделать этой женщине приятно.
Как вам работалось с режиссерами? Давали ли они вам пространство для импровизации?
Расскажу об одной ситуации, которая меня приятно удивила. Мы снимали с Максимом Юрьевичем (Паперник – прим.), и я ему предложил свое виденье героя и сцены, но Максим его отклонил. Хорошо, не проблема, ведь слово режиссера на площадке – закон. Приезжаю я через несколько дней на съемку, а Максим Юрьевич ко мне подходит и говорит: «Александр, вы были правы. Акцент то надо было здесь поставить! Но я подсниму, подсниму». И это дорогого стоит, чтобы режиссер признался артисту, что он был не прав! Во-первых, это говорит о его уровне, а во-вторых, – он мне доверяет, и мне хочется включаться в процесс. И вот тогда что-то создается настоящее. Но, с другой стороны, у Максима есть свое виденье, и мне нравится, как он меня направляет.