Удивительно, но один из первых художественных фильмов был посвящен именно первым космонавтам. Французский современник братьев Люмьер – Жорж Мельес для развлечения искушенной парижской публики снимал картины с мистическими и фантастическими сюжетами. Его остросюжетная комедия «Путешествие на Луну» покорила зрителей своими спецэффектами и стала безусловным шедевром раннего кинематографа. Премьера фильма состоялась в 1902 году, больше чем за полвека до того дня, как впервые в мире был совершен полет человека в космос.
1. «2001 год: Космическая Одиссея», 1968 год
Культовый фильм от американского режиссера Стэнли Кубрика, ставшее вехой в развитии кинофантастики. Но сам Кубрик скорее снимал пророческое кино, действительно полагая, что уровень развития искусственного интеллекта в начале XXI века позволит создать машину, способную сопровождать человека в межгалактических перелетах (в фильм это HAL). И дело не в том, что режиссер и автор сценария были фантазерами. Ожидания Кубрика были научно обоснованны его современниками – учеными, занимающимися проблемой создания искусственного разума. Они прогнозировали, что уже через 20 лет машины смогут делать всю работу за людей, и даже больше. Но сегодня мы знаем, что все современные роботы не умнее таракана. И из всех пророчеств Кубрика сбылись только магнитные кредитные карты, персональные компьютеры и микроволновые печи.
2. «Москва – Кассиопея», 1973 год
Советский образчик научно-фантастического фильма для юного зрителя. В ответ на сигнал из глубин Вселенной, свидетельствующий о существовании разумных существ на одной из планет созвездия Кассиопеи, спешно снаряжается советский звездолет «ЗАРЯ». Экипаж корабля состоит из ребят не старше 14-15 лет, поскольку лететь им предстоит почти полжизни. На деле корабль превышает скорость света, и космонавты знакомятся с инопланетными существами, будучи еще подростками. Роль гуманоидов исполняли актеры, одетые в костюмы из экспериментальной ткани, покрытой серебряной краской и купальные шапочки, утыканные настоящими гвоздиками. Так, из подручных средств, создавалась советская кинофантастика.
3. «Жена астронавта», 1999 год
Когда полеты в космос превратились в рутинную работу, жизнь астронавта после возвращения перестала быть событием национального масштаба, взахлеб освещаемого прессой. Теперь это только личная жизнь двух людей – молодой жены и иноземного существа в теле ее любимого мужа. После аварийного полета в космос астронавт Спенсер (Джонни Депп) срочно увольняется из НАСА и вместе со свой женой (Шарлиз Терон) переезжает в Нью-Йорк. Джиллиан замечает, что ее супруг стал замкнутым и пытается спрятаться за большим бизнесом и светскими раутами. Подтверждение своим подозрениям, что из космоса вернулся не ее муж, Джиллиан находит в архивах внезапно пропавшего доктора Риза, бывшего сотрудника НАСА. Отчаявшаяся и напуганная женщина решает убить себя и двойняшек, которых она носит. Вместо этого погибает ее муж-самозванец, но бестелесная иноземная тварь переходит в тело молодой женщины. И вот уже инопланетная Джиллиан ведет в школу двойняшек, которые каждую ночь разговаривают с радиоприемником.
4. «Космос, как предчувствие», 2005 год
Эта киноистория происходит в конце 50-х годов в портовом городе на Кольском полуострове. На краю земли, где небо ближе, звезды ярче и видно, как над головами главных героев Конька (Евгений Миронов) и Лары (Ирина Пегова) проплывает первый искусственный спутник Земли. Там, где мимо проходят громады иностранных кораблей, манящие яркими огнями, вкусными запахами и запрещенной музыкой. Герои картины живут предчувствием завтра, которое будет лучше, чем вчера, и верят, что скоро советский человек, наконец, шагнет из барака прямо в космос. Течение этой нехитрой жизни главных героев нарушает таинственный Герман (Виктор Цыганов), который говорит, что готовится к полету в космос в составе засекреченной группы советских сверхграждан. Но если Герман вместо обещанного полета к звездам вплавь догоняет норвежскую плавбазу, то Конек все-таки станет частью хроникальных кадров, где советские люди приветствуют первого человека, полетевшего в космос – застенчивого и улыбчивого офицера Юрия Гагарина.
5. «Первые на Луне», 2005 год
С участием этой российской картины на престижном кинофестивале в Венеции связана громкая история, вызвавшая бурные дебаты в киномире. Дело в том, что этот фильм-мистификация получил главный приз в номинации «Лучшее документально кино». Но вся история о запуске советскими учеными и инженерами в далеком 1938 году ракеты с человеком на борту на Луну, полностью выдумана авторами картины. Но придумана талантливо, со знанием дела (по уверениям режиссера, даже космические специалисты не смогли отличить «секретные материалы» от реконструкции), с подкупающей документальной отстраненностью. Смотришь – и веришь: и что первую советскую ракету на стартовую площадку везли четырьмя паровозами и конным батальоном, а первый космонавт Иван Харламов, побывавший на Луне, стал божеством для туземцев Южной Америки.
6. «Белка и Стрелка. Звездные собаки», 2010 год
Лучше сюжета для первого российского полнометражного фильма в 3D нельзя было придумать. Полет в космос (и что самое главное – возвращение на Землю!) двух собак Белки и Стрелки – это возможность создать сюжет для мультфильма, который будет интересен зрителям всех возрастов. Главные героини картины: Белка – потомственная цирковая артистка (во многом напоминает звезду советского кино Любовь Орлову) и Стрелка, мечтающая увидеть своего отца, который, по рассказам ее матери, живет на звезде. Кстати, реальные прототипы киногероинь, после возвращения на Землю стали национальными героинями и в комфорте счастливо доживали свою собачью жизнь.
7. «Гагарин. Первый в космосе», 2013 год
Известно, что семья Юрия Гагарина десятилетиями выступала против экранизации его биографии. Но сценарий фильма «Гагарин. Первый в космосе», словно «собранный» из переживаний, воспоминаний и мыслей Юрия Гагарина о будущем во время легендарного полета, был одобрен его вдовой и дочерьми. На роль первого человека, побывавшего в космосе, претендовало более трех тысяч актеров. Но авторы фильма решили пригласить молодого артиста – Ярослава Жилина. Роль матери космонавта исполнила Надежда Маркина − звезда фильма «Елена», Владимир Стеклов воплотил образ генерал-полковника Николая Каманина, занимавшегося подготовкой первого космонавта, а Инга Оболдина – врача. Авторы отсняли огромное количество материала, который уложили в 108 минут фильма – ровно столько длился легендарный полет Юрия Гагарина.
Из последних картин хочется отметить «Салют-7» и «Время первых»
«Салют-7», 2017 год
Фильм основан на реальных событиях, которые происходили в 1985 году. Неожиданно со станции «Салют-7», находящейся на орбите в беспилотном режиме, перестали приходить сигналы в центр управления полетами. Правительство решает отправить на станцию спасательную экспедицию из самых лучших космонавтов. Экипаж должен найти «мертвую» станцию и впервые в мире провести стыковку с 20-тонной глыбой неуправляемого железа. Космонавты понимают, что шансов вернуться на Землю у них немного. Но этот рискованный путь – единственно возможный. Главными героями стали Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Первый был очень опытным человеком в авиации. Владимиру за свои сорок три года пришлось уже четырежды раза побывать в открытом космосе. И еще раз туда отправляться у него не было в планах. Герой не мог предположить, что могло произойти на поломанной станции. Виктор был напарником и лучшим другом Джанибекова.
«Время первых», 2017 год
Еще один фильм, в основе сюжета которого лежат историческое событие – первый выход человека в открытый космос. Действие происходит в разгар холодной войны между супердержавами СССР и США, которые бьются за первенство в космической гонке. У СССР цель – первым в открытый космос должен выйти русский космонавт. На роль первопроходцев утверждены Павел Беляев и Алексей Леонов. Последний, кстати, был консультантом фильма. Для постройки кораблей «Восход-1» и «Восход-2», отладки технологии и тренировки космонавтов остается совсем мало времени, тестовый корабль взорвался в атмосфере, и поэтому старт «Восхода-2» сопряжен с большим риском. Но космонавты готовы рискнуть. Разрешение на старт «Восхода-2» получено, корабль благополучно поднялся на орбиту, но чтобы выполнить задание и вернуться живыми домой Беляеву и Леонову придется пройти через тяжелые испытания: раздувшийся в открытом космосе скафандр, кислородное отравление из-за срабатывания датчика, ручной спуск с орбиты с посадкой в незапланированном районе на Урале и выживание в суровом пермском лесу.